Народные промыслы | Ростовская финифть  
Ростовская финифть
В истории Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме в 1760-х гг. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем. Соперничать с ростовскими мастерами могли только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко.Ростов и поныне остаётся единственным центром производства расписной финифти в нашей стране. В оформлении финифти применяется скань – тонкий и изящный по рисунку орнамент, выполненный из сканой (кручёной) проволоки, напоминающей по виду плетёное кружево. Без лёгкого орнамента из скани стали немыслимы финифтяные предметы женского туалета: броши, кольца, серьги, подвески, колье.
Икона четырехчастная
Финишная сборка иконы.
Сортировать:
по популярности
1. Как это сделано – русская финифть  
2. Ростовская Финифть. Галилео. Народные промыслы. Золотое Кольцо.  
3. Ростовская финифть  Видео представляет народный художественный промысел ювелирные украшения, произведённые ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть»
4. Как делают финифть  Финифть – изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке.
5. Как выбрать украшения с эмалью  
6. 95 лет фабрики «Ростовская финифть»  
7. Финифть в Павлово   Павловский городской музей
8. Икона четырехчастная   Финишная сборка иконы.
9. Нательные иконы с финифтью  Художник по финифти Майя Каменская
10. В Ростове прошёл фестиваль финифти  
ФИНИФТЬ: ОТ РИМА ДО РУСИ
Финифть (из ср. – греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω –«смешиваю») – изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической  подложке, вид  прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
История финифти уходит в неоглядную глубь веков. Любознательные ремесленники медного века, осыпая разноцветным песком пластинки металла, помещали их в печи. Сплавляясь, песчинки создавали изображение. Чтобы сделать его выразительным, тонким, мастера растирали песок в гранитных ступках, а для усиления цвета подсыпали к кварцевому порошку пигментную пудру. Археологи обнаруживают артефакты, свидетельствующие о распространении финифти по всему миру. Цветные эмали были известны народам Индии и Китая, Персии и Византии, Рима и Древней Руси. На фото:

золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Первая половина XII в.

Финифть на территории Руси известна с третьего века, но захват монголо-татарским игом «затормозил» развитие эмали на целых двести лет. Финифть начала оживать лишь в конце XIV в.  Центром финифти стал город Сольчегодск – торговый центр своего времени, здесь производилась усольская эмаль, которой украшали домашнюю и церковную утварь.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота   придают стеклу  рубиновый  цвет,  кобальта – синий цвет, а  меди – зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла,  приглушаться.
Существует несколько различных техник эмали: перегородчатая; выемчатая; витражная, по рельефу и другие. В древности все эти техники назывались одним словом – финифть, но в XVIII в. из стран Западной Европы пришёл другой термин – «эмаль», от французского «email», в свою очередь происходящий от латинского «smaltum», что означает «расплавленный». Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника – роспись по эмали. Слово «финифть» сохранилось и в названии художественного промысла росписи по эмали, более двухсот лет бытующего в городе Ростове Великом Ярославской области.
Самые известные  центры эмали – византийская, русская (ростовская) и французская (лиможская) школы.
ИСТОРИЯ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
Ростов  Великий с XVIII в.  и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175 гг.). Первооткрывателем техники, которую унаследовала ростовская финифть, был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 г. он первым раскрыл секрет эмалевых красок.
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры – головного убора священника во время церковной службы. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветлённая гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти. А.В. Тредиаковский написал в середине XVIII в.:

«Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного». 

На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. В первой половине XIX в. большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объёма с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд, поэтому эмали этого периода такие лёгкие и воздушные.
Постепенно произошёл отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании музея встречается около 35 типов иконографии Богородицы. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники, которые привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе. Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом.
Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, представляли в народе ростовскую финифть. Мастера «простого письма» не прорабатывали объём, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания.
Конец XIX – нач. XX вв. – сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешёвым промышленным производством икон и поддерживается государством путём организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. – Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешёвым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914 – 1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра «Вид Ростовского кремля» Л. Арефьевой и произведения других учеников.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Зарабатывая 60 копеек. Из них десять уходило на эмаль и уголь для обжига, а ещё две – на краски. Чистый дневной заработок составлял 48 копеек. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Смотрите слайд-шоу «История ростовской финифти».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/585140/
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
На этом приспособлении – «куранте» – предки нынешних ростовских мастеров растирали краски для эмали.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Во времена появления финифти на Руси люди считали, что финифть получается из плавки драгоценных камней: уж больно нарядно, блестяще выглядели украшения. Светились ярким светом изнутри и играли чистыми красками, когда свет падал на них извне.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Ростовская Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой пришло на Русь из Византии в ХХ в., поэтому русское название эмали – «финифть» – происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень».
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI – XVII вв. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры – головного убора священника во время церковной службы.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Церковный календарь с финифтью.
Источник: http://artfinift.ru/enamel
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Встречались изображения и государственных мужей.
Источник: http://artfinift.ru/enamel
Источник: http://artfinift.ru/enamel
Источник: http://artfinift.ru/enamel
Источник: http://artfinift.ru/enamel
Источник: http://www.podozerka.ru/news/1/2013-08-31-35
Святители Иаков и Димитрий сер. XIX в.
Источник: http://www.podozerka.ru/news/1/2013-08-31-35
Вид Ростовского кремля с ростовскими святыми. Конец XIX в. Финифть.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Финифтью украшались богослужебные книги
Источник: http://falerist1.ru/carskie/ordena/zvezda-ordena-svyatoj-anny/
Финифтью в Российской империи украшали и знаки высшего отличия – ордена. Звезда ордена Святой Анны.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/allafedkevich/post137577474/
Знаки орденов ростовской финифти
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/allafedkevich/post137577474/
Впоследствии финифтью стали украшать и бытовые изделия, например, шкатулки.
Ростовская финифть стала появляться и на предметах женского украшения. Становясь неотъемлемой частью светской жизни.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
СОВЕТСКАЯ ФИНИФТЬ
После 1917 г. искусство народных промыслов в целом, и ростовской финифти в частности, стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.
В 1918 г. была организована артель по производству художественной эмали, её мастера заново осваивали производство расписных шкатулок, украшений и различных бытовых предметов.
В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936 гг.), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет
В 1925 г. мастерами создаются произведения, посвящённые памяти В.И. Ленина. К таким работам относится значок в форме щита. Написанный в коричневых тонах портрет Ленина размером всего 1,5 х 1,0 см (овал) отличает исключительная тонкость рисунка и блестящая техника миниатюрного письма. Колосья ржи в сочетании с элементами советской эмблематики – золотой звездой, серпом и молотом, лозунгом на чёрной ленте: «Твои заветы будут вечны» – дополняют композицию изображения.
В 1930-е гг. в стремительно и динамично развивающемся промысле, стилевые изменения которого можно проследить по десятилетиям, укрепилось два основных направления: полихромная цветочная роспись на разнообразных ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода и сюжетная миниатюрная живопись – портреты, пейзажные композиции, копии с картин известных художников.
В 1937 г. артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, а  в 1939 г. – в Нью-Йорке.
В 1950-х гг. появляется целый ряд талантливых художников: Н.А. Карасёв, чета Солдатовых – ювелир Валентина Васильевна и живописец Иван Иванович. С появлением их сувениров «Матрёшка», «Башня» и украшений с цветочной росписью в ювелирное оформление изделий входят скань и зернь, прочно закрепившиеся в финифти до настоящего времени.
С 1970 – 1980-х гг. над производством ростовских финифтей работает заслуженный художник России Н.А. Куландин, работающий в разных жанрах: историческом, пейзаже (главным образом архитектурном), сказочно-бытовом, портрете («Ростовские звоны» (1968 г.), «Лада» (1968 г.), «Князь Василько» (1975 г.). Для Н. Куландина характерно ещё одно направление – любовная лирика (оконце «Лада», туалетные зеркальца). Художника А.А. Хаунова в 1970 – 1980-е гг. увлекает стилистика древнерусского искусства. Портретную галерею ростовской финифти в 1970 – 1980-е гг. продолжают художники А.Е. Зайцев и Б.М. Михайленко. Художник А.Г. Алексеев в начале 1980-х гг. работает над монументальными панно. А.В. Тихов прославился изображением лирического пейзажа в финифти 1970 – 1980-х гг. Своей цветочной росписью известен В.Д. Кочкин.
В 1980 – 1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и так же, как и их предшественники – мастера финифтяных дел прошлых столетий, работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается и занимает свое достойное место икона. Активно развивается также ювелирное искусство.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров, в совершенстве владевший техникой пунктирной росписи. Этого мастера с полным основанием можно назвать основоположником советского репрезентативного и интимного портрета в финифти («Ворошилов на манёврах», «Ленин на прогулке», портрет И.В. Сталина – всё выполнено в 1930-х гг.). В послевоенные годы  ростовские мастера активно участвуют на выставках самого разного уровня – областных, зональных, республиканских и международных. Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей. Высокая оценка творчества художников Н. Куландина и А. Хаунова, ювелиров Л. Матаковой и В. Солдатовой выразились в присвоении им званий лауреатов Государственной премии России им. И.Е. Репина. Смотрите слайд-шоу «Советская финифть».
Источник: http://images.myshared.ru/224706/slide_17.jpg
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
В 1918 г. в Ростове была организована артель по производству художественной эмали, её мастера заново осваивали производство расписных шкатулок, украшений и различных бытовых предметов.
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
Медальон с А.С. Пушкиным
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide Медальон с С.А. Есениным
Медальон с С.А. Есениным
Источник: http://barnaulsib.blogspot.ru/2014/07/blog-post_9740.html?view=timeslide
В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору, известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936 гг). Главными темами становятся образы руководителей государства – Ленина и Сталина.
Источник: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/rostovskaya-finift-ukrasheniya-i-drugie-izdeliya-s-traditsiej/
Безупречный конный портрет Ворошилова – чистый классицизм, гармония флористики, пейзажа и портрета.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5103149/post316497480/
Иосиф Сталин и Климент Ворошилов.
Фото:  Источник: http://images.myshared.ru/224706/slide_17.jpg" onclick="return hs.expand(this, config4 )">
Источник: http://images.myshared.ru/224706/slide_17.jpg
Значок "Бойцу красной армии".
Источник: http://shopfurniture.ru/?ps_category=sportivnie-olimpiiskie
Значок «Бег. Второй разряд». Металл, эмаль. СССР.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5103149/post316497480/
Сегодня каждая эталонная финифтяная работа 1920 – 30-х гг. имеет музейное и коллекционное значение и представляет огромный интерес, особенно учитывая крайнюю редкость таковых.
Источник: http://repin.chuguev.net/Palech.htm
В 1950-х гг. появляется целый ряд талантливых художников: Н.А. Карасёв, чета Солдатовых – ювелир Валентина Васильевна и живописец Иван Иванович. Коробочка «Ростовский кремль».
Источник: http://repin.chuguev.net/Palech.htm
Работа Хаунова Александра Алексеевича, живописец по эмали. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Коробочка «Александр Невский».
Источник: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/rostovskaya-finift-ukrasheniya-i-drugie-izdeliya-s-traditsiej/
Портрет Юрия Гагарина – образ абсолютно другого времени. Это портрет космонавта в круге, в фиалково-стальных тонах. Сюрреалистическая, «вихревая» композиция раскрывает этапы ухода от притяжения Земли (средневековые «крылья» парашют – спутники – ракета –
Источник: http://antikvaroshop.ru/static-info_1109744_7400310.html
Подстаканник «Восточный мотив». Латунь, эмаль. СССР, середина XX в.
Источник: http://repin.chuguev.net/Palech.htm
Работа Куландин Николай Александрович (р. 1930 г.), живописец. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985), Заслуженный художник России (1999). Панно «Князь Василько», 1975 г.
Источник: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/43-1-0-2353
«За землю русскую». 1980 г .
МАСТЕРА РОСТОВСКОГО «ОГНЕННОГО ПИСЬМА»
Ростовские мастера никогда не относились к финифти как к ремеслу. Финифть – это элитарное искусство. Не случайно многие мастера эмалевой миниатюры, такие как Г. Виноградов и Н. Сальников, ещё до революции представляли свои работы в Академию художеств на звание внеклассного художника. А в Ростовском музее-заповеднике и сейчас можно увидеть произведения выдающихся мастеров того времени: А Всесвятского, А. Мощанского, П. Иванова, С. Петрова.
В 1960-х гг. ведущими художниками на фабрике были А. Евдокимова, Н. Карасев, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, в 1967 г. экспонировались на Всемирной выставке в Монреале.
Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанру исторической миниатюры посвятил свое творчество В. Грудинин. А. Зайцев получил признание как мастер исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. А. Хаунов – автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е.Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.
Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей.
Произведения как старых, так и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. А сама «Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.
НИКОЛАЙ КУВАЛДИН: РАВНЫХ ЕМУ В «ОГНЕННОМ ПИСЬМЕ» НЕТ
Прежде чем идти на фабрику, зашёл в  фабричный музей. Были там броши и серьги с цветами, но рядом с ними я увидел миниатюры на русские былинные и исторические темы, работы интересной композиции, яркие, сочные, весёлые.  Много и как здорово! Все в лучших, старинных традициях и с каким мастерством, как тонко выписано и какие яркие краски! (на фото: работа Н. Куландина. «Портрет Марии Волконской».  1983 г.). Тогда заместителем директора музея по науке был Кривоносов.
– Владимир Тимофеевич, чьи это вещи?     
Кривоносов стал называть мне фамилии мастеров:
 – Это Саша Хаунов, прекрасный художник. Это работа Лены Котовой, это Саша Алексеев, его сразу узнаешь. Саша Тихов, ну а это вещи Куландина Николая Александровича. Я полагаю, он у нас сейчас самый лучший живописец.
Я стал разглядывать куландинские миниатюры. Они отличались чистотой цвета и тончайшими, нежнейшими красочными переходами.    
– Я видел в музее ваши работы, Николай Александрович, и они мне очень понравились.
– Да чего там... Работаем и работаем.
– Как вам удается добиться такой яркости красок? – спрашиваю  Куландина.
– Какая там яркость, – улыбается он,  – раньше краски были много ярче. Мы так не можем. Тогда каждый мастер для себя краски-то готовил. Чего-то добавляли, чего –  мы не знаем. Вот ищем, пробуем. Видите, красная краска, – показывает он мне свою работу, – она в тонком слое прогорает, делается серой, приходится её класть больше. Так же вот и с этим цветом, оранжевым.
Оказывается, одного живописного мастерства тут недостаточно. Когда пишут акварелью, пастелью или маслом, цвет остается таким, каким его положил художник, а здесь он меняется. Краски при обжиге могут изменять оттенки, причем каждая из них ведёт себя по-своему. Такое искусство даётся не только талантом, не только опытом, но и постоянным поиском. Новая эмаль, новая краска или масло – ищи, пробуй снова...
Позже, когда мы подружились с Куландиным, Николай Александрович рассказал мне о своей жизни. Нелегкой жизни, надо сказать.
В 1942 г.  одиннадцатилетним мальчишкой остался круглым сиротой. Умерла мать, отец отсутствовал, родственников не было. «Умирал с голоду, как выжил, не знаю. Спал на голом полу в холодной избе, холод, голод». Добрые люди пожалели мальчонку, устроили его, полуживого, в ремесленное училище. Стал слесарем. Работал на целине в Казахстане». Рисовал? Рисовал все время, но не было ни бумаги, ни красок. Потом достал акварельные детские краски.
– А где учился рисовать?
– Это уже после. В сорок девятом году меня приняли в художественное ремесленное училище при Первомайском фарфоровом заводе. Теперь их нет давно – ни завода, ни училища. Вот и всё мое образование. Семи классов не кончил.
Николай Александрович Кувалдин – живописец, Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985 г.) Член Союза художников СССР.   В 1952 г. окончил художественно-ремесленное училище при Первомайском фарфоровом заводе. Работает в разных жанрах: историческом, эпическом, портрете, лирико-бытовом, иконописной миниатюре, пейзаже. Превосходный мастер композиции. С 1970 г. участвует в областных, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках.  Произведения мастера находятся в Вологодском художественном музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), ГМЗ «Ростовский кремль», Государственном Русском музее (С.-Петербург), музее фабрики «Ростовская финифть», Оружейной палате ГИКМЗ «Московский кремль», Рыбинском музее-заповеднике, Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ: ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
С замечательным мастером ростовской финифти  Александром  Алексеевым я был уже знаком. О своей работе он упорно молчит.  Алексеев оборудовал для себя на крыше фабрики каморку, построил там печь и над чем-то колдует день и ночь. Попасть туда невозможно.
По технологии производства финифти Саша на фабрике – первый человек. Он сам создаёт эмали, всё о них знает, и без его совета не обходится ни одно новое дело (на фото: одна из работ Александра Алексеева). На мои вопросы мне часто отвечали: «Это надо спросить у Саши» или «Это может знать только Саша».  
Изложил  Алексееву свою просьбу: залить  эмалью  кресты на орденах Александра Невского и Георгия Победоносца. Как я и надеялся, он заинтересовался. Долго рассматривал  ордена, повертел в руках заготовки из латуни, подумал и молвил:
– Здесь нужен рубин на золоте.  Это означало, что покрывать ордена надо специальной эмалью, в которую добавлялось золото.
– У тебя есть рубин?
– Поищем, – обнадежил Александр, – только на плоской поверхности эмаль держаться не будет. Она и так плохо берётся на латуни, а здесь стечёт. Попробую, но тут нужна гравировка. Надо оставить краешек, а все остальное выбрать.     
Мастер, не торопясь, истолок в ступе рубин, просеял его, развел мелкий порошок водой и аккуратно наложил эмаль на крест. Я внимательно следил за всеми его действиями. И вот, наконец, эмаль подсушена, и крест водружен в муфель. Через несколько минут Александр вынимает его на пышущей жаром пластинке и кладёт на металлический стол. Раскалённая латунь алая, а эмаль темно-красная, вишневая, почти чёрная. Постепенно остывая, латунь желтеет, эмаль же на глазах становится ярко-красной, блестящей, светящейся. Как раз то, что нужно!
Я побывал в удивительном древнем русском городе, соприкоснулся с историей своей Родины, и познакомился со старинным русским искусством – финифтью. И с замечательными мастерами «огненного письма».
Александр Геннадиевич Алексеев (1940 г.), живописец, ювелир, мастер финифти Ростова Великого. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калинина (1967 г.). Работает в разных жанрах: портрете, жанровой, исторической и иконописной миниатюре, пейзаже. Известен как автор монументальных композиций. Занимается разработкой технологий в области эмалей. Единственный из ростовских художников, использующий в живописных работах цветные эмали. С 1975 г. участвует в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Член СХ РФ (1980 г.). Награждён медалью «В честь 850-летия Москвы» (1997 г.) и дипломом Российской АХ (1998 г.). Работы художника хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), ГМЗРК, ГРМ, музее фабрики «Ростовская финифть», Оружейной палате ГИКМЗ «Московский Кремль», Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях.
ОСОБЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
Финифть, в особенности ростовская, имеет свои художественные особенности и является вполне самостоятельным видом ювелирного искусства: тонкая филигрань сочетается с изящной живописью по эмали.
Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.
Местные мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Ведь изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей. Вскоре мастера стали получать заказы на иконки, выполненные в технике финифти, не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Среди российских архиереев считалось хорошим тоном преподносить в дар, в качестве благословения, эмалевые иконы с изображением местных святых.
Со временем у ростовской финифти появляется свой стиль. Он отличался от иконографии того времени, более тяготея к барокко. В то же время эмали отличались углублённой трактовкой образов. Особенно наглядно это проявилось при изображении ликов святых.
Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придаёт золотая или серебрянная оправа (сканю – филигрань), она изготавливается ювелиром. Вставленная в драгоценную оправу, усиливающую значимость и красоту эмали, русская миниатюра может пополнить любую частную коллекцию, стоять на столе, камине, висеть на стене, либо носиться как эксклюзивное ювелирное украшение, преподнесённое в знак любви или дружеского расположения. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Применение того или иного приема в эмальерном деле определяется технологическими и конструктивными особенностями укрепления эмали на изделии.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В произведениях ростовских эмальеров очень важным является взаимосвязь эмали и металла. В лучших из них найдено гармоничное сочетание художественной выразительности живописной эмали и металла как основы вещи, сохраняющего свое преобладающее значение как материала формы, но, тем не менее, подчеркивающего красоту и первостепенность художественной значимости идеи живописи на эмали. В финифти изначально присутствует некий компромисс-сговор металла и эмали. Металл  –  база, эмаль – украшение, «надстройка», подчас затмевающая красотой свою основу. Смотрите слайд-шоу «Особенности ростовской эмали».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/224706/
Источник: http://masterclassy.originalhands.ru/masterclass/finift-master-klass.html
Главное отличие изделий ростовской финифти – это сочетание её с филигранью.
Источник: http://iledebeaute.ru/puteshestviya/2012/6/7/25311/
Филигрань или скань – это оправа из сочетания двух элементов: тончайшей скрученной проволоки и зерни, мельчайших шариков из того же металла.
Источник: http://barmani.ru/post191162004
Для ростовской финифти в XIX в. были характерны гравюры с панорамами города. Панорама Ростовского кремля, по стенам которого Кремля бегал «Иван Васильевич, менявший профессию».
Источник: http://enamelarafinift.ucoz.com/index/istoricheskij_portret/0-29
Портретный жанр ростовской финифти ХХ в. берёт начало в иконописной традиции. Основателем советского репрезентативного и интимного портрета в финифти считается А.А. Назаров. В портретах чувствуется влияние символико-реалистической живописи и модерна.
Источник http://enamelarafinift.ucoz.com/index/istoricheskij_portret/0-29
Портрет адмирала Фёдора Ушакова. (2006 г.). Живопись по эмали, металл, травление.
Источник: http://enamelarafinift.ucoz.com/index/istoricheskij_portret/0-29
Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II.
Источник: http://enamelarafinift.ucoz.com/index/istoricheskij_portret/0-29
Шкатулка «Пётр Великий». (1983г.). Живопись по эмали, серебро, скань.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/3923-rostovskaya-finift-chast-2-texnologiya-izgotovleniya-finifti-40-foto.html
Ростовские эмали XIX в. удивительно лёгкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объёма с тончайшими тональными переходами подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/3923-rostovskaya-finift-chast-2-texnologiya-izgotovleniya-finifti-40-foto.html
Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/tags/%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC/
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта – синий цвет, а меди – зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/tags/%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC/
Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/3369642/post280570259/
Во многих домах с советских времен хранятся знаменитые украшения из финифти – например массивные серьги с ярко-синими цветами на сливочно-белом фоне. Темы современных композиций – флористика, пейзаж, а с недавних пор – и абстракция.
РАЗНОВИДНОСТИ ФИНИФТИ (ЭМАЛИ)
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ. Особенности использования этого технического приёма заключаются в укреплении эмали внутри своеобразных ячеек, образованных припаянными к поверхности металла перегородками из вальцованной проволоки. Толщина перегородок, представляющих линии определённого сюжетного и орнаментального изображения, может быть различной. Более толстыми намечаются очертания, а мелкими производится детализация изображения. В старину перед напаиванием перегородок мастера часто прочеканивали в металлической пластине углубления, которые затем как бы огораживались перегородками. Этот приём обеспечивал лучшее укрепление эмали в ячейках. Важным технологическим условием работы в технике перегородчатой эмали является применение тугоплавкого припоя для перегородок, температура плавления которого превышает режимы плавления всех используемых в работе эмалей. Секретам перегородчатой эмали древнерусских художников обучили византийские мастера, однако в период татаро-монгольского ига производство изделий с перегородчатыми эмалями заглохло.
ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ
Под общим названием – выемчатая эмаль – объединяется сразу несколько приёмов укрепления эмалевых сплавов при помощи создания специальных углублений (выемок) на поверхности изделия. В зависимости от технического замысла мастера, выемки выполняются в технике резьбы, чеканки, штамповки, литья либо гравировки, подобно тому, как подготавливается поверхность металлического изделия под чернь. Если эмалью покрываются значительные по площади выемки, то на их поверхности наносятся насечки или производится штриховая разделка резцом. Это необходимо для лучшего сцепления эмали с металлом. При небольших площадях покрытий с этой же целью часто производят так называемое поднутрение стенок углублений, заполняемых эмалевой массой.
Техника выемчатой эмали получила распространение в среде русских золотых и серебряных дел мастеров со второй половины XIV столетия и является традиционной техникой русского эмальерного искусства.
ЭМАЛЬ «ГИЛЬОШЕ» (ЭМАЛЬ ПО ГИЛЬОШИРОВКЕ)
Особенности использования этого приёма заключаются в покрытии несколькими слоями прозрачной цветной эмали, а также фондоном поверхности металла, гравированной специальным механическим приспособлением, работающим но принципу пантографа. Эмаль «гильоше» впервые получила распространение в творчестве французских ювелиров XVIII в. В России этот приём особенно широко использовали в последней трети XIX – начале XX столетия мастера ювелирных фирм Сазикова, Фаберже и других.
Есть ещё следующие виды эмали: эмаль в сканых обрамлениях; эмаль по рельефу; эмаль расписная; эмаль с металлическими накладками; витражная эмаль; транспарантная эмаль.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
Как  производится финифть? Если вкратце, то это так.  Цветное стекло с добавками измельчается до состояния порошка, после чего насыпается на основу и запекается в печи. Уже после этого на эмаль наносится рисунок. В качестве основы обычно используется медная пластина толщиной меньше миллиметра. Стеклянная краска наносится в несколько этапов. Работа эта требует не только художественного мастерства, но и большого терпения. А вот более подробный процесс изготовления эмали.
Сначала берётся тонкий медный лист, из которого вырубается основа будущей живописной пластинки. Она может быть прямоугольной, круглой или овальной формы. Затем с двух сторон по особой технологии её покрывают эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая, в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других компонентов, приобретает различные цвета.
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку до 1,5 мм. наносят огнеупорные эмалевые краски  пл. от 700 до 800 0С.  Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700 – 800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, её оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым «контрэмалью». На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалёвок» – наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлечённая из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.
Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку.  В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ростовской финифти».
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_rf.asp#2
Вот такие нехитрые рабочие инструменты
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Как производится финифть? Если вкратце, то это так. Цветное стекло с добавками измельчается до состояния порошка, после чего насыпается на основу и запекается в печи.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Цветное стекло с добавками измельчается до состояния порошка. Краски, которые сейчас используют художники, на основе окислов металлов.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Когда эмалевая пластина попадает к художнику, он наносит на неё трафарет рисунка. Предварительно рисунок создается на бумаге, а потом при помощи иглы и туши переносится на эмаль.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Малейшая усталость из-за невнимания может испортить миниатюрный рисунок. И так по 8 часов в день.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Краски наносятся послойно. Каждый слой обжигается при температуре 800 градусов. Для того, что на пластине появился красивый цветочек, требуется 3 слоя.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
При создании больших многоцветных композиций или икон пластину обжигают до 8–10 раз.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Вместе с художниками на фабрике работают ювелиры – филигранщики. Филигрань –это ювелирная техника, когда для создания или декорирования изделия тонкая медная или серебряная проволока скручивается.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
На столе ювелира лежат в левом углу трафареты с рисунком, моток медной проволоки и уже приклеенные образцы.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
После того, как медный рисунок на бумаге готов, его присыпают серебром в местах соединения проволоки и обжигают при помощи газовой горелки.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Бумага сгорает и оп-ля – остается только собственно что-то красивое, хотя еще и «подкопчёное».
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Если же филигранный рисунок напаивают на металлическую основу, то после обжига это выглядит вот так. Пустые «окошечки» – для последующей вставки туда расписанной эмалевой пластинки. Очищают изделия гальваническим методом.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Мастер отшкуривает неровности на подстаканнике, прежде чем «посадить» его на донышко.
ФАБРИКА «РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ»
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали. Не одну сотню лет ростовцы сохраняют этот промысел, поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга в мастерских и – в жизни. В настоящее время в Ростове эмалевой миниатюрой занимаются следующие предприятия: ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть», ООО «Ростовская эмаль», Художественная мастерская «Финифть Ростова», ООО «Мастерская КАРАТ ПЛЮС», ООО «Александр Рудник».
Сегодня искусство ростовской финифти переживает новый всплеск творчества и развития, как новых направлений живописи, так и возрождения старых традиций.
В ассортименте фабрики «Ростовская финифть» насчитывается около 400 наименований выпускаемых изделий.  По своей тематике они подразделяются на пять направлений. Это - ювелирные украшения, интерьерные предметы, сувениры, иконопись, подарки.
С начала 1990–х. гг. прошлого века произошло возобновление и забытой на длительное время иконописной миниатюры. Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями.  Возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы церковного обихода. На это было получено благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. Особое внимание уделено образам Спасителя и Богородицы. Среди икон фабрики можно встретить Казанский, Владимирский, Ярославский, Иверский образ Богородицы, такие замечательные иконы как «Неувядаемый цвет», «Серафимо-Дивеевское Умиление», образ Богородицы «О тебе радуется…», «Нечаянная Радость», «Благодатное небо», образ Богородицы «Нерушимая стена», «Прибавление ума», «Оранта», образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» и многие другие.  Одним из наиболее недавних значительных свершений ростовских эмальеров было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
По желанию заказчика, мастера фабрики создают массовые и единичные изделия, сувениры с фирменной символикой, исполняют нестандартные, индивидуальные заказы по эскизам.
Продукция ЗАО Фабрика «Ростовская Финифть» относится к разряду дорогостоящей и эксклюзивной, так как это искусство народных мастеров России. Каждая работа индивидуальна и неповторима.
Изделия фабрики находятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII – XX вв.
Как и в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека.

Адрес  ЗАО  «Фабрика «Ростовская Финифть»: 152155, Ярославская область, г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3
Телефоны: 8 (800) 505-15-20, 8 (48536) 7-59-10, 7-73-73; 8 (910) 974-85-43
E-mail: td@podarok-finift.ru
Сайт: http://www.finift-nhp.ru/about_company/

ПРЕДПРИЯТИЕ «РОСТОВСКАЯ ЭМАЛЬ»
ООО «Ростовская эмаль»  художественно-производственное предприятие по производству изделий из финифти, основанное в 2001 г.
Основное направление работы предприятия – изготовление икон в технике финифти; расписные эмали с оправой из серебряной скани с использованием перегородчатых, выемчатых эмалей, эмалей по скани, золочения, натуральных ювелирных камней.
Опытные ювелиры и художники, владея секретами старинного искусства, вручную создают эксклюзивные авторские работы, которые могут стать достойным украшением Вашего дома. Потомки будут с благоговением хранить такую икону, передавая её из поколения в поколение.
По желанию заказчика, мастера изготовят именную, венчальную, семейную икону или любой другой образ. Срок изготовления заказа (в зависимости от сложности работы) – от 2-х месяцев.

Адрес  ООО «Ростовская эмаль»: Ростов Великий, ул. Октябрьская, д.66 (48536) 7-56-01, Телефоны: 7-74-84+7 (962) 205-13-41
E-mail:
enamal@yandex.ru
Сайт:
http://enamal.ru/

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ «ФИНИФТЬ РОСТОВА»
Художественная мастерская «Финифть Ростова» организована из ювелиров и художников, каждый из которых является профессионалом в своем деле.
Основное направление – изделия культового назначения, ведь именно они положили начало знаменитого финифтяного промысла в Ростове Великом ещё в XVIII веке. Русские православные иконы, кресты, образки выполнены строго по канону. Разнообразный ассортимент – вечные жизненные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Миниатюрные панно представляют тонкие лирические пейзажи родного края и замечательные памятники архитектуры, изящные натюрморты, охотничья тематика. Не менее уникальны женские украшения, шкатулки и другое.
Телефон мастерской «Финифть Ростова»: 8 (905) 636-47-79 – Александра
E-mail: finiftrostova@mail.ru
Cайт: http://finiftrostova.ru/     
ФАБРИЧНЫЙ МУЗЕЙ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
Музей финифти на фабрике – уникальный музей, единственный в своем роде в России. Прекрасный современный зал вобрал в себя вековые традиции изготовления финифти. В музее Вас ждёт знакомство с уникальными изделиями фабрики, изготовленными в разные годы её выдающимися художниками и ювелирами, тайны технологии создания финифти и быта мастерских XIX в.
Специалистами проводится часовая экскурсия. За это время посетители смогут не только посмотреть на готовые изделия, разделённые на пять категорий: ювелирные украшения, интерьерные предметы, сувениры, иконопись, подарки, но и понаблюдать за процессом производства, а при желании даже попробовать сделать свою уникальную эмалевую миниатюру.
При фабрике открыт сувенирный магазин.
Адрес музея при фабрики «Ростовской финифти»: 152155, Ярославская область, г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3
Телефоны: 8(48536) 7 64 33, 7 49 21; 8 (915) 988-99-16
E-mail: visit@podarok-finift.ru
Сайт: http://www.finift-nhp.ru/about_company/museum/
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме, где мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения. На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Техника росписи развивается, технология сохраняется, а русское мастерство по-прежнему отражается в ярких миниатюрах ростовской финифти. От XV  до XXI вв., от ликов Христа до членов политбюро, и всегда – прекрасная родная природа. Музей будет интереснее посетить вместе с экскурсией, т.к. все особенности и тонкости финифти может донести только знающий человек. Смотрите слайд шоу «Фабричный музей финифти».
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
При фабрике есть музей, в котором выставлены образцы всех периодов, начиная с XVIII в. Здесь можно увидеть и соцреализм тридцатых годов, когда художники, раньше рисовавшие лики святых, должны были перестроиться на «портреты Ленина»и «дружбу народов».
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Кстати, эпохальное соединение финифти и филиграни произошло не сразу, а только в 1960-ые гг. Эмалевые расписные пластины в то время были никому не интересны и руководству фабрики пришла мысль соединить это искусство с ювелирным.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Для соединения финифти и филиграни в г. Ростов пригласили костромских ювелиров — филигранщиков и наладили производство украшений, которыми и прославилась в советское время «ростовская финифть».
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Мастера финифти, гордость предприятия
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Особо модные изделия с портретом Леонида Брежнего
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Эту корону носили красавицы вместе с титулом «Мисс Россия». Последней ее надевала Оксана Фёдорова. Сейчас корона хранится в музее.
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
В залах музея
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Вот такое, к сожалению, купить уже нельзя. А жаль!)
Источник: http://7info.ru/index.php?part=news&root=show_news&id_news=152396
Лики Святых освещают музей.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5103149/post316497480/
Финифтивые иконы в музее
Источник: http://dorogimira.livejournal.com/29991.html
Для кого-то финифтивые иконы музея – предмет украшения, для кого-то – преклонения.
Источник: http://music-roads.ru/tour/iskusstvo-ognennogo-pisma.html
Короны с ликом Христа и российских Страстотерпцев.
ГДЕ УЧАТ «ОГНЕННОМУ ПИСЬМУ»
Фабрика «Ростовской Финифти» вместе с Департаментом промышленной политики и поддержки предпринимательства Ярославской области и администрацией Холуйского художественного училища имени Н.Н. Харламова договорились об открытии в училище отделения по подготовке художников по эмали.
Сама фабрика обеспечивает училище техническим и специальным оборудованием, участвует в организации набора учащихся, а также трудоустраивает молодых специалистов. По окончании курса обучения молодые специалисты получают  диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения и гарантированные рабочие места на ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть».
Давние связи у «Ростовской Финифти»  с  Федоскинским училищем миниатюрной живописи.  С 1960 г.  ведётся подготовка живописцев  для фабрики «Ростовская финифть». Ежегодно училище осуществляет набор студентов на отделения декоративной росписи на эмалях «Ростовской финифти». Для профессиональной подготовки и освоения знаний преддипломную практику студенты проходят  непосредственно на фабрике «Ростовской  финифти». Основная цель и задача в Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи: подготовить художников-мастеров миниатюрной живописи с художественным мышлением, на основе индивидуальных способностей, учитывая возрастные интересы и возможности учащихся, для дальнейшей самостоятельной творческой работы.

                               *  *  *


О, Великая Русь, сколь чудес старины
Сколь жемчужин лучится в безбрежных просторах,
Что сынами во славу тебе зиждены
Над веками седыми в нетленных узорах!

Кремль Ростовский чуть дремлет в спокойствии грозном,
Что оплотом  владык сущий в стане церковном;
А на улочках улей бурлящий людей:
И красавиц-девиц, и учёных мужей,
Яснодумных отцов, чьё служенье пред Богом,
И торговцев, прилавок чей редкостей полон,
И простых, что в трудах не жалеют костей.   

Век за днём пролетает, забвеньем грозя,
Но Ростов не без гордости кличут Великим   
Слух о чудо-умельцах летит за моря,
А финифти  картины, красою разя,
И убранством родят восхищения вскрики!
Во несчётно пудов в землю колокол льют
И в невиданной звоннице мощно поют   
На весь мир голоса в восхваление рая,
Утопая в выси, в лоне Солнца играя.

О, Великая Русь, наша вера крепка,
Коль ростовских церквей колокольные звоны
Бьют по струнам души, словно горна река
По весне разрывает льдяные оковы…
Наша вера крепка, коль лампадка свежа,
Плач молитвы брезжит у финифти-иконы;
Коль корней своих слышим тишайшие зовы…
                                              
                                                
                                                  Виктор Попцов