|
Роспись подносов на Жостовской фабрике
1.
Жостовские подносы
Жо́стовская ро́спись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в.
2.
Жостовская фабрика роспись подноса и фильм о производстве
3.
Жостовские подносы – русские народные промыслы.
Изумительная красота жостовской росписи доставит Вам большое удовольствие и радость соприкосновения с прекрасным народным искусством.
4.
Вести про жостовские подносы
Жостовские мастера привезли в Рязань свои кованые расписные подносы.
5.
Роспись подносов на Жостовской фабрике
6.
Жостовские подносы
Фильм можно использовать на уроках изобразительного искусства на уроках в начальной школе при знакомстве с жостовскими подносами
7.
Жостовский букет
8.
Роспись жостовских подносов
9.
Как рисуются цветы
10.
Мастер-класс в Жостово
11.
А-ля рюс. 4 – «Жостовская роспись»
Неповторимые сюжеты, вдохновляющие современных дизайнеров. Жостовская роспись – невероятная история создания и тайны уникальной мастерской – в программе «А-ля рюс» с Александрой Вертинской.
12.
Жостово. Музей
13.
Экскурсия на жостовскую фабрику
14.
Выставка «Жостовский поднос – безупречный подарок»
15.
Жостовские подносы
Православие детям.
«ЛАКОВОЕ ДЕЛО» В РОССИИ
![]() Закрытие к середине XIX в. практически всех крупных и мелких лакировальных фабрик Западной Европы, связанное с изменением конъюнктуры европейского рынка в области изготовления художественных бытовых предметов, сделало российские лаки единственным наследником европейских производств по выпуску лаковых предметов функционального назначения. Расписные железные подносы – обычные предметы каждодневного использования и в то же время – настоящие произведения искусства и памятники культуры. Подносы прекрасно отражают временной срез своей эпохи. Их жанровая живопись и манера художественного исполнения хорошо показывают различные стилевые направления в искусстве, моду и вкусы разных социальных групп русского общества. Сцены мифологического и исторического характера, круг популярных тем «из народной жизни», изображения романтических пейзажных ландшафтов, роскошных букетов из садовых и полевых цветов, праздничных натюрмортов из груш, яблок и винограда – всё это многообразие «старинного художества» можно встретить на железных подносах с лаковой росписью. Расписанные по большей части не известными сегодня художниками-живописцами и мастерами «лакирного дела» из крепостных «крестьян-промышленников» или «работного заводского люда», они сохранили для нас драгоценную информацию о материальной и духовной культуре России прошедших эпох. Являются важными вещественными источниками в понимании оригинального синтеза национальной специфики и европейских традиций в этом виде декоративно-прикладного искусства. ИСТОРИЯ ЖОСТОВСКОГО ПОДНОСА
![]() Художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.». Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов находим в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 г. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Вишняковым, наряду с изделиями из папье-маше, перечислены «выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки... и т. п. – всё под лаком с рисунками». Первые из дошедших до нас изделий жостовского промысла датируются 1870-ми гг. Это подносы, выполненные в мастерских О.Ф. Вишнякова, Е.Ф. Беляева и Е.Ф. Цыганова. В последней трети XIX в. производство подносов в Жостове достигло расцвета. Немалый вклад в развитие промысла внёс сын Ф. Вишнякова – Осип. Принадлежавшие ему в Жостове и соседней деревне Осташково мастерские выпускали большое количество изделий, отличавшихся высоким мастерством живописи. Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приёмы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках. Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок». Два таких подноса в 1880-е гг. находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках. Есть воспоминания жостовских живописцев XIX в. об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать «горизонт» – соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, «земельку», затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды». На рубеже XX в., подобно всем народным промыслам, Жостово переживало кризис. Началось дробление мастерских (к 1917 г. в деревне было четырнадцать мелких кустарных заведений), а потом спрос на подносы упал, и наступило сокращение производства. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. По образцу миниатюристов Федоскина лучшие живописцы подносов организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель. Но она просуществовала недолго и распалась, не найдя рынков сбыта. Новый этап в истории Жостово начался после Великой Октябрьской социалистической революции.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Условия работы и отношения хозяина с рабочими в царскую эпоху были далеки от идиллических. За неимением специальных помещений производство часто велось в жилой избе. Рабочий день длился по пятнадцать – семнадцать часов. Хозяина и рабочих, особенно учеников, связывали письменные «условия». Был, например, такой пункт: «в случае постигнет меня, Гущина, смерть, то оставшиеся в долгу за мной деньги обязан заплатить ему, Вешнякову, сын мой Гаврила Никитин, не доводя до судопроизводства. Условие сие хранить с обеих сторон свято и не нарушимо, в чем и подписуемся». Вот в таких условиях и рождались яркие, красочные, радостные жостовские подносы. Смотрите слайд-шоу: «История жостовских подносов». ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕ СССР
![]() В период 1920 – 1930-х гг. с мастерами-жостовцами сотрудничали профессиональные художники: П.П. Кончаловский, П.А. Спасский, Б.Н. Ланге, П.П. Соколов-Скаля. Тогда казалось, что букет, написанный по законам академической живописи в виде натюрморта, улучшит жостовскую традицию. Однако новые образцы оказались далёкими от привычных приёмов местной росписи и не были приняты мастерами. Все же опыт совместной работы оказался полезным, так как побудил жостовцев к собственному творчеству. Небольшая группа живописцев артели: И.С. Леонтьев, А.И. Лезнов, П.С. Курзин, Д.С. Клёдов, сохраняя неизменной традиционную технику, одновременно откликалась и на новые веяния в искусстве. Букеты, в отличие от привычной композиции Вишняковых, стали более плотно собранными и, благодаря активной бликовке, приобрели черты монументальности. В эти годы цветочная роспись стала превалировать над жанровой и пейзажной живописью. В последующие десятилетия достижения этих лет стали восприниматься мастерами как классика оформления подносов. В 1930-е гг. советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам – изделия кустарной промышленности служили предметом экспорта. Жостовские подносы экспонировались на зарубежных художественных выставках: 1924 и 1937 гг. в Париже и Всемирной 1939 г. в Нью-Йорке. В эти годы из чисто бытового предмета расписной поднос стал всё больше приобретать значение настенного панно-картины. Повседневный труд и успехи промысла были прерваны Великой Отечественной войной. Она нанесла немало тяжёлых потерь рядам жостовских мастеров. В послевоенные годы быстрому восстановлению промысла способствовало пополнение артели молодыми художниками, которые прошли обучение в Федоскинской художественной школе на специально созданном отделении жостовской росписи. В 1950 – 1960-е гг. артель возглавлял А.П.Гогин – талантливый художник и очень требовательный руководитель. Большой его заслугой явилось сохранение и закрепление в коллективе самобытной техники цветочной росписи. С 1960 г. существует Жостовская фабрика декоративной живописи. В 1960 – 1970-е гг. большую помощь в развитии творчества на фабрике оказал московский Институт художественной промышленности. Его сотрудники – искусствоведы Б.И. Коромыслов и И.А. Крапивина проводили с мастерами творческие семинары, на которых объясняли художественные принципы современной архитектуры и интерьера, иные законы, установившиеся в прикладном искусстве. Это помогало художникам разработать более условное изображение цветка, побудило обратиться к росписи по потали, металлическим порошкам и пластинам перламутровой инкрустации. По словам Н.Н. Гончаровой, им приходилось постепенно осваивать более свободную композицию букета и мягкий аккуратный мазок – так, чтобы лепестки «не мяли» друг друга и «воздух» ощущался вокруг каждого цветка. Напряженная творческая работа коллектива фабрики способствовала яркому расцвету жостовского искусства в 1970 – 1980-е гг. Уникальные произведения жостовских художников стали экспонироваться в лучших выставочных залах Москвы. Ведущие художники фабрики были отмечены дипломами Российской Академии художеств, удостоены званий лауреатов премии имени И.Е. Репина, званий заслуженных и народных художников России.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 2015 г. жостовскому промыслу исполнится 190 лет. За это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода – объектом любования и обрёл статус уникального вида русского народного искусства. Во всех своих проявлениях живопись Жостово – искусство народное. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжественности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной любовью и всенародным признанием. Смотрите слайд-шоу «Жостовские подносы в государстве СССР». ДИНАСТИИ ЖОСТОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
![]() Выдающиеся художники Жостово 1920 – 1930-х гг. работали среди мастеров, производивших традиционные массовые изделия. В это время промысел насчитывал семьдесят живописцев. В их числе стали появляться женщины – раньше эта профессия считалась мужской. Первой художницей, ученицей И.С. Леонтьева, стала А.И. Савельева, дочь старого мастера. Имена знаменитых жостовские мастера навсегда вписаны золотыми буквами в историю промысла. Это Павел Иванович Плахов, Борис Васильевич Графов, Андрей Павлович Гогин, Василий Ильич Дюжаев, Матвей Родионович Митрофанов, братья Клёдовы – Дмитрий и Василий. И династии жостовских мастеров: Леонтьевы, Митрофановы, Беляевы-Гончаровы, Гогины, Клёдовы (семейная династия художников Клёдовых на фото), Пичугины, Савельевы. Лучшие мастера не только сохранили традиционные основы подносной живописи, но и оставили заметный след в искусстве и передали своё уникальное мастерство новым поколениям жостовских художников. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почётным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов. Росписи часто обучались с детства дома, многие мастера получали навыки «из-под руки» на фабрике. Ощущение промысла как большой семьи воспитывалось и не только благодаря родственным связям. Многолетний труд художников, когда 250 человек трудились в одном большом зале, помогал накапливать коллективный опыт и совершенствовать мастерство. «В конце рабочего дня идешь сдавать свои подносы и посмотришь, кто, как пишет, что-то и для себя новое у кого-нибудь подметишь».
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Традиции жостовской росписи подтверждают незыблемость коллективных основ промысла. Преемственности выработанных поколениями традиций и единства стилистических особенностей; в наследовании мастерства по линии семейных династий. Не изменился этот характер взаимодействия и в фабричных условиях. В совместной работе мастеров и художников, когда наиболее опытные рассредоточены по всему цеху, группируя вокруг себя по пять-шесть живописцев. Как сказал главный художник фабрики Б.В. Графов: «Я сравнил бы это с хором, где распев ведут наиболее сильные голоса». Смотрите слайд-шоу «Жостовские династии». И.С. ЛЕОНЬТЬЕВ: ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ
![]() Д.С. КЛЁДОВ: РАБОТАЛ ПО «ЧУТЬЮ»
![]() А.П. ГОГИН: МАСТЕР ЛЮБОГО ЖАНРА
![]() Как художник Гогин сформировался под руководством И.С. Леонтьева, уникальные работы которого с детских лет были предметом его восхищения. Работая в 1930-х гг. рядом с Леонтьевым, Лёзновым и Курзиным, Гогин приглядывался к их манере письма, тщательно изучал разные виды жостовских техник. Ведь Жостовская роспись берёт начало от русской народной кистевой живописи – импровизации, но у каждого мастера был свой выработанный стиль. Как-то в 1930-е гг. художники-профессионалы (среди них был известный художник П. Кончаловский) решили сделать композиции на холстах, которые мастера перенесли бы на подносы. И тогда стало ясно, что то, что можно сделать в картине, – нельзя на подносе, и наоборот. На подносе надо создавать живопись, неотделимую от вещи. К А.П. Гогину в полной мере применима характеристика, данная мастерам Жостово одним из его первых историков: «Лучшими живописцами считаются те, которые наряду с быстротой рук, обладают сильным творчеством: живописец хорош, если у него в голове «и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что с нёба идёт», если он не задумывается нарисовать и «тигру», и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор; пусть всё это будет не согласно с природой, пусть небо будет зелёное, деревья красные. Это разнообразие таланта поднимает акции мастера». ДИНАСТИЯ БЕЛЯЕВЫХ-ГОНЧАРОВЫХ
![]() «Это мои любимые цветы», – говорит она. – Смотришь на них и кажется, что это само совершенство. Восхищаешься неповторимой красотой, филигранной техникой росписи и временами кажется, что даже чувствуешь запах утренней свежести, исходящей от нежных лепестков роз». На смену Нине Николаевне пришла её дочь Гончарова Лариса Юрьевна (на фото) – заслуженный художник РФ. Организатор школы (мастер-класс), которая пользуется большой известностью как и у нас в стране, так и за рубежом. Опыт, полученный от матери, плюс академическое образование позволили ей не копировать слепо уже существующие рисунки, а значительно усовершенствовать технику и композицию, присущую только ей. Глубина и насыщенность красок придаёт неземной колорит, кажется, что её цветы излучают свет, тепло, радость и музыку, как в весеннем лесу, наполненном многоголосым пением птиц.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Весь мир знает первого космонавта Гагарина, но для обеспечения полета в космос работали сотни тысяч неизвестных людей. Так и в жостовском промысле. В знаменитой династии Беляевых был Андрей Тимофеевич Беляев, род. в 1874 г., он являлся патриархом в изготовлении лаков для подносов. А ведь именно лак придает тот волшебный блеск и колорит краскам. Секрет и технология варки лаков тщательно хранились и являлись капиталом производства и передавались из поколения в поколение. В дальнейшем этим процессом занималась Беляева (Батырь) Валентина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева. Смотрите слайд-шоу «Династия Беляевых-Гончаровых». ДИНАСТИЯ МАЖАЕВЫХ
![]() Леонтьева Анна Васильевна (1909 – 1999 гг.) с 1936 г. работала на Жостовской фабрике декоративной росписи полировщицей – шкуровщицей и окрасчицей. Мажаева (Леонтьева) Тамара Алексеевна (1939 г.р.) – художник Жостовской фабрики декоративной росписи с 1954 по 2003 гг. – мастер 6-го разряда. Училась в классе главного художника, заслуженного деятеля искусств Гогина А.П. Мажаев Александр Николаевич (1961 г. р.) – учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи в классе у мастера В.И. Дюжаева. С 2004 г. преподаватель Жостовской декоративной росписи и композиции в училище им. Калинина. Работы хранятся в музеях России, Швейцарии, Швеции, Германии, США. Мажаева (Курляева) Наталья Владимировна (1961 г. р.) – художник Жостовской фабрики декоративной росписи с 1980 г. Училась у заслуженного художника РСФСР Мажаева Н.Н. Мажаев Андрей Александрович (1987 г. р.) – учился в училище им. Калинина у мастера Фленовой Т.В. по специальности резьба по дереву и кости, работа по металлу и кузнечному делу у Топтыгина Г.С. ОСОБЕННОСТИ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ
![]() Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Из реалистической живописи позаимствовано изображение «трепетной розы» и прозрачного колокольчика садового вьюнка. В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850 – 1860 гг. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров. Но основная особенность манеры жостовской росписи – это свет через цвет. Здесь даже тени – прозрачны. Цель красок – достичь максимального свечения изображения, насытить всё максимальной белизной, светоносными струями.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приёмов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приёмов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Смотрите слайд-шоу «Особенности жостовской росписи». Т.В. КУРАКИНА: ПРОИЗВОДСТВО ЖОСТОВСКОГО ПОДНОСА
![]() – Татьяна Васильевна, каковы традиции жостовского промысла? –Традиционно на подносах изображаются цветочные композиции. Существуют характерные изображения цветов. Конечно, роза – это всегда роза, но художник может придумать свои формы цветка. Художнику дают лишь общее задание, например, расписать поднос цветами, но конкретно композицию не навязывают. Сейчас художники имеют большую свободу и дают волю фантазии, каждый придумывает свой рисунок, у каждого свой почерк. Рисунок идёт из головы, никогда художники не пользуются какими-либо шаблонами, трафаретами. Иногда рисунок рождается на ходу, уже в процессе работы. Если работа большая, то, конечно, художник прорабатывает композицию сначала на бумаге. – А какова технология изготовления подносов? – Металл мы закупаем в Череповце. На фабрике есть станок-ножницы, который режет металл. Основная часть подносов штампуется под прессом, большие – куются вручную. Для росписи используются только масляные краски. Роспись у нас ведется трехслойная, возможно, благодаря этому, наши подносы имеют «глубину». Сначала создается композиция, затем изделие ставят в печь и при температуре 90 градусов высушивают. После этого художник начинает основную роспись. Традиционно фон подноса – чёрный, но он может быть и другим. Интерьеры наших домов изменились, и подносы изменились, они могут вписаться в любой интерьер. На каждом подносе сзади стоят два клейма. Одно клеймо старое, историческое, на нём изображены палитра, кисть и тюльпан, второе – клеймо действующей жостовской фабрики. После того как поднос закончен, каждый художник ставит свою подпись. Начиная с 1970-х гг. каждая работа у нас авторская. До 1970-х гг. художник не имел права ставить свою подпись, на обратной сторонне подноса ставилось лишь клеймо мастерской. Художников не знали, а знали только тех, кто заведует мастерской. Когда художник закачивает работу, с подносом начинает работать художник-орнаментальщик. Орнамент сушится, затем поднос покрывается лаком в два слоя. Второй слой немного шлифуется. Всего на создание одного подноса уходит четырнадцать дней, независимо от формы и от того, маленький поднос или большой. Технология одинаковая. – Что, помимо красок, еще необходимо для работы? – Для работы нам необходим шпатель, которым мы разводим или стираем краску, а также составляем палитру. Еще у художника под рукой всегда должна быть линейка. Художник расписывает поднос, держа его на коленях, – так удобнее всего. – Где можно научиться росписи подносов? И где учились вы? – Существуют курсы в Художественной спецшколе миниатюрной росписи, там есть наше отделение. Четыре года студенты учатся бесплатно и получают хорошую стипендию. После этого приезжают к нам на практику. Правда, на нашей фабрике из последнего выпуска никто не остался, но те два месяца, которые выпускники провели у нас летом, работая бок о бок с профессиональными художниками, им запомнятся надолго. Сама я училась в Федоскинской школе миниатюрной росписи, и уже много лет работаю на фабрике. Каждый день художник учится и у самого себя, и у товарищей. Я проработала на фабрике лет десять, и только тогда мне начали нравиться мои работы. Мои работы нравятся людям, и это очень приятно, ведь в каждую работу я вкладываю частичку своей души. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РОСПИСЬ ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ
![]() Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3 – 5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком. В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие. После изготовления подноса – его роспись. ![]() Тенёжка. Слово «тенёжка» – созвучно слову «тень». При (прозрачными) красками накладываются тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. «Тенёжка» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений; плотное корпусное письмо яркими красками. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит через нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объёмы – эта операция завершает лепку форм, их условную материальность. Чертёжка. Заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. Завершает письмо «привязка» – тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом, связывающие его с фоном. Уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. Уборка краёв подноса. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом. И последний штрих: наводка зеркального блеска. С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Наиболее важной операцией после изготовления подноса, требующей подлинного творчества, является роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Роспись жостовских подносов выполняется в несколько приёмов. Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон – чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым. Смотрите слайд-шоу: «Изготовление и роспись жостовских подносов». ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ЖОСТОВО
![]() Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трёхсот работающих более ста девяноста живописцев. Несмотря на название «фабрика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства – его рукотворность. Росписи часто обучались с детства дома, но многие мастера получали навыки «из-под руки» на фабрике. Ощущение промысла как большой семьи воспитывалось и не только благодаря родственным связям. Многолетний труд художников, когда 250 человек трудились в одном большом зале, помогал накапливать коллективный опыт и совершенствовать мастерство. «В конце рабочего дня идешь сдавать свои подносы и посмотришь, кто, как пишет; что-то и для себя новое у кого-нибудь подметишь». В цехах фабрики жарко и пахнет краской, около окон расположились непонятные «агрегаты», а возле стены – плотно закрытые печи. «Непонятные агрегаты» оказались красильными машинами, где мастера с помощью пульверизатора наносили на подносы традиционный чёрный фон. Оказывается, чтобы фоновая краска прочно закрепилась на железной основе, она должна хорошо просушиться в сушильной печи. Всё просто – три часа поднос «жарится» при высокой температуре, и до следующего утра - стоит в остывающей печи. – На дому трудно создать такие условия, – заметил директор. – Ведь подносы еще несколько раз проходят сушку – после росписи и дважды после лакировки. Каждый раз необходимо определённое время и температура. Иначе получится брак. Конечно, если поднос будет просто украшением комнаты – ничего страшного. А если им пользоваться, то не выдержит и полугода, облезет. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров. ![]() Тел.: 8 (495) 981 39 89 Факс: 8 (495) 981 39 88 E-mail: fabrika1825@bk.ru Сайт: http://zhostovo.ru Фирменный магазин при Жостовской фабрике декоративной росписи Тел.: 8 (495) 981 39 89 Салон «Жостово» в ГУМе: Москва, Красная площадь, дом 3, 3-й этаж, 3-я линия. Тел.: 8 (495)620 33 72 Е-мail: fabrika1825@bk.ru Фирменный магазин на ВВЦ: Москва, Всероссийский Выставочный Центр, павильон 64 (напротив фонтана «Каменный цветок»). Тел. павильона: 8 (499)760 28 64 Е-мail: fabrika1825@bk.ru
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
При фабрике работает музей, в котором можно ознакомиться с историей промысла и своими глазами увидеть лучшие образцы росписи. Каждый поднос, изготовленный штамповкой или выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в собственной, индивидуальной неповторимой манере художника. А ещё здесь проводится мастер-класс, на котором каждый может попробовать себя в роли мастера. А опытные мастера фабрики помогут, покажут основные приемы работы. В завершении – каждый увезет с собой поднос, изготовленный своими руками. Смотрите слайд-шоу «Фабрика жостовской декоративной росписи». МАСТЕРСКАЯ НА ДОМУ
![]() По словам мастера, объём частного производства в Жостове очень значителен. Ведь подносный бизнес очень персонифицирован, и многие художники решили заняться частным промыслом. Подносы делаются в домашних мастерских, оборудованных в сарайчиках местных жителей. Мастера же, как и на фабрике, разделись на тех, кто изготавливает из металла подносы и на самих художников. Ковали (те, кто в ручную делает подносы) работают по старинной технологии. Пластину нужного размера мастер отрезает огромными ножницами. Юрий рассказал, что у каждого коваля свой набор узоров кромки, пользоваться чужими образцами нельзя. Потом – напольными ножницами гигантских размеров вырезает по намеченной линии. Готовые фигуры туго скрепляются в пачки по шесть пластин и отправляются на наковальню. У Юрия она стоит в соседнем сарайчике. Теперь начинается самое сложное – молотками различного размера мастер выстукивает на металле форму будущего подноса. Это кропотливая работа – сначала очертания дна, потом, постепенное его углубление. В ручной работе неизбежны вмятины и неточности. Эти огрехи Юрий убирает маленькими молоточками отдельно на каждом подносе. И последнее – загиб острой кромки на «загибочной» машинке. Со стороны кажется, что мужик крутит ручку мясорубки. На самом деле ручка приводит в движение два металлических колёсика, между которыми проходит кромка подноса. За день, если работать с утра до вечера, можно сделать только пять подносов. О своих доходах мастер говорить не стал: «Так, работаю помаленьку». ЦВЕТУЩЕЕ ЖОСТОВО
![]() Экспозиция насчитывала около 300 работ из собрания «Жостово», фондов музея-заповедника «Царицыно», частных коллекций, многие из которых демонстрировались впервые. Выставка охватила весь почти уже двухсотлетний период истории возникновения, развития и расцвета промысла. Открытие стало настоящим праздником для мастеров, любителей народных промыслов и знатоков народного искусства. На выставке можно было увидеть самые ранние подносы и шкатулки, датированные 1860-ми гг. из мастерских Вишняковых; поднос, так называемый «червячок». Именно на таких подносах подавался чай в доме Л.Н. Толстого. В экспозиции выставки были представлены уникальные произведения 20-х, 30-х, 40-х, 50-х гг. И, конечно же, изделия нынешних жостовских мастеров – высочайшего художественного уровня. Что получило подтверждение и на многочисленных российских и зарубежных выставках. Дивной красоты поднос Заслуженной художницы Татьяны Шолоховой был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу II. Жостовские подносы желанные гости на ежегодной декабрьской выставке « Ладья. Зимняя сказка» в Экспоцентре. Ежегодно в апреле в ГУМЕ происходит демонстрация художниками фабрики уникальной жостовской росписи. Это волшебное действо завораживает каждого. Художник держит на коленях поднос, в руках – беличью кисточку. Рядом на палитре – масляные краски. Несколько легких движений умелой руки – и рождается красота – сказочные цветы и птицы, от которых невозможно оторвать взгляд. Краски жостовских подносов ежегодно расцвечиваются и на фестивале народных мастеров и художников России «Жар-птица» на ВДНХ.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Немного найдется жостовских букетов, в которых не было бы розы. «Как он прекрасен, холоден и чист, Глубокий кубок, полный аромата. Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зелёный, по краям зубчатый», - писал о розе С. Я. Маршак. По-своему говорят о ней и жостовские художники. Роза А. Гогина многолепестная, глубокая, с опущенным вниз вытянутым венчиком. У Н. Гончаровой розы тугие, упругие, динамичные, с отогнутыми нижними лепестками. На подносе Г. Беляева они пушистые, округлые, как яркие цветные шарики. У Е. Лапшина – полураскрытые, легкие, воздушные. У Л. Вишнякова – махровые, распустившиеся. Но жостовцы никогда не воспроизводят природные формы буквально, хотя отлично знают строение и особенности каждого цветка. В этом смысле один из исследователей Жостова Б.И. Коромыслов справедливо заметил, что жостовская роза сложнее, чем живая. Смотрите слайд-шоу «Цветущее Жостово». * * * |
|
|