Народные промыслы | Вятское кружево  
Вятское кружево
Вятское кружево появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 г. в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе девяти других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии. Награды вятских кружевниц менее чем за двадцатилетний период: 1894 г. – награда на выставке Северо-Американских штатов в г. Атланте; 1896 г. – золотая медаль на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде; 1900 г. – золотая медаль на Всемирной выставке в Париже; 1907, 1908, 1909 – гг. две золотые медали и одна большая серебряная на кустарной выставке в Петербурге. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева. В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности.
Вятское кружево в Германии
Участие работ Студии Вятского кружева (г. Киров) в выставке «Spitze & Schmuck» («Кружево и украшения») в г. Лимубрг (Германия). В числе экспонатов – шаль «Светлана», кардиган, кружевные картины из коллекции «Птицы Вятки».
Сортировать:
по популярности
1. Кружева (ГТРК «Вятка»).  В выставочном зале Вятского художественного музея можно увидеть ажурные работы Елены Куприной. «Слобода моя кружевная» – юбилейная выставка мастерицы.
2. Вятское кружево в Германии   Участие работ Студии Вятского кружева (г. Киров) в выставке «Spitze & Schmuck» («Кружево и украшения») в г. Лимубрг (Германия). В числе экспонатов – шаль «Светлана», кардиган, кружевные картины из коллекции «Птицы Вятки».
3. Русские кружева  Русские кружева...Елецкие, вологодские, вятские... Эту красоту можно увидеть и купить в магазине Анны Лебедевой из Санкт-Петербурга. Сплетено на коклюшках из натуральных нитей – лён, хлопок
КРУЖЕВО НА РУСИ
Кружевоплетение – один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках  изобретена  в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания.  В России  кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII вв. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах.  Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в  Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва. Однако предание о Калязине не подкреплено пока ни архивными, ни материальными свидетельствами.
Вместе с тем плетение, как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX – XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII – XIII вв. И тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями.
Примером раннего бытования плетения на Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в её погребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные в других погребениях, представляют образец филейной работы.
История кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что его плели из волочённого золота и серебра, вплетали серебряную нить (расплющенную тонкую проволоку, окрашенную в малиновый, зелёный, синий цвета). Его украшали разными так называемыми «блестками», звёздочками. Было известно кружево «сажённое и низанное жемчугом», кружево с пухом и горностаем, с различными шелками и мишурой. А как изящны и нежны были кружева, сплетённые из шёлка или простой льняной нити! Плели кружева в Тверской, Костромской, Орловской, Нижегородской, Рязанской, Волгоградской, Петербургской, Новгородской губерниях. Вятская губерния входила в своеобразный «куст» кружевоплетения центральной части России.
ИСТОРИЯ ВЯТСКОГО КРУЖЕВА
Считается, что первое упоминание о кружеве в слобода Кукарке Вятской губернии  относится к 1849 г.  В фондах краеведческого музея г. Советска в рукописи Императорского географического общества за 1849 г.  указывается на широкое распространение и хорошее качество кукарского кружева. В 8-м томе «Истории русского искусства» в главе «Народное искусства первой половины  XIX века»  есть упоминание о том, что в конце XVIII – начале  XIX вв. существовало на Вятской земле кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков (оно называлось «численное») простым рисунком. Окрашивали его чаще всего в синий, или, как тогда называли, кубовый цвет, отсюда и пошло название «кубовое». Раскупалось такое кружево в основном местным населением для украшения полотенец, для свадебных подарков.
Сцепное кружево в Вятскую губернию попало  из Великого Устюга в 1840 гг., то есть вологодское. Опытные мастерицы сумели его воспроизвести. В первый раз, встретившись со сколками и сканью,  стали сами варьировать рисунки. Такое кружево находило сбыт и за пределами губернии. К началу 1870-х гг. кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское, и заработки кукорянок были выше, чем у вологжанок.
Московская политехническая выставка 1872 г.  впервые обратила внимание посетителей на это новое явление – кукарское кружево.
Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Поневоле кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь какой-либо одной традиции: то это ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то  елецкий. Именно в Кукарке привились, а частью именно здесь были созданы в начале XX в. те новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегчённым фонам – с другой. Элементы в них соединяются не столько решётками, сколько изломанными стеблями или как повернутыми цветочными мотивами, что они сами образуют единую связь фигур. Именно за свою «проемность» наиболее принят был фон «ростовский крест». Кукарское кружево отличается обилием этих новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нём очень часто применяется пересечение полосы полотнянками.
Промысел был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла.
Развитию кружевного производства производство по губерниям способствовали и основанная в 1883 г. Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге. Она была создана стараниями С.А. Давыдовой, обстоятельно изучившей кружевное дело почти по всей России. По материалам своих поездок она издала один из первых альбомов «Кружево и русские кружевницы», где были репродуцированы рисунки и сколки кружев из разных мест, даны краткие описания их характерных особенностей. Были показаны в нём и кукарские кружева.
Вятское губернское земство для обучения приглашало в школы выпускниц из Петербурга, иногда на местах оставляли лучших из окончивших школы.
В Белой Холунице дело обстояло по-другому. Здесь содержание школы взяло на себя управление местным металлургическим заводом. Правда, для владельцев завода это был вынужденный шаг: нужно было дать занятие жёнам рабочих. Школа в Белой Холунице была открыта в 1898 г. Выпускницы получали бубен, сколки рисунков, коклюшки и прочие принадлежности кружевоплетения.
Деятельность этих двух школ была настолько плодотворной, что уже в первые годы их существования кружева, выходящие из рук мастериц и учениц, завоёвают признание на самых различных конкурсах.
В 1912 г. на Всероссийской промышленно-кустарной выставке школа  отмечена почётным дипломом

 «за изящество рисунков и превосходное исполнение, а также за широкую организацию кружевного промысла».

Этот диплом в то время ценился выше золотой медали. Белохолуницкая школа через два года после своего открытия получает золотую медаль на Парижской выставке, а ещё через два года, на упоминавшейся уже на Всероссийской выставке, – бронзовую. Эту выставку помнили и ещё по одному событию: на изящные кружевные изделия учениц из Белой Холуницы обратила внимание императрица и приобрела часть для себя.
Знали вятское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге, даже на Дальнем Востоке, а оттуда шло кружево в Японию, попадало в западные страны – Англию, Францию, Голландию, Швейцарию и в США.


КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Орнамент этих кружев то расцветает диковинными сказочными цветами, то в нём можно разглядеть наши полевые ромашки и колокольчики, лапочки елей или листочки берёзы. Смело используются разнообразные техники плетения, мастерицы создают интереснейшие разработки растительного и цветочного орнаментов. Полёт их фантазии поистине неудержим. Смотрите слайд-шоу «История вятского кружева».
Источник: http://www.fresher.ru/2013/07/21/krestyanskie-promysly/
Кружевница за работой.
Источник: http://www.fresher.ru/2013/07/21/krestyanskie-promysly/
Ученицы Кукарской школы кружевниц. Вятская губерния. 1900-е гг.
Источник: http://krugevo.com/dobrovolnyj-pokrovitel-v-slobode-kukarke/
Школа кружевниц в слободе Кукарке.
Источник: http://krugevo.com/dobrovolnyj-pokrovitel-v-slobode-kukarke/
Слобода Кукарка.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Занятия в кружевной школе.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Одна из первых наград вятских кружевниц. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. 1896 г.
Источник: http://www.kipov.ru/arts/kukarskoe-kruzhevo/
Кукарское кружево. Конец XIX - начало XX вв. Вятская губерния, Яранский уезд, слобода Кукарка.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Кукарское кружево. Начало XX в. Вятская губерния, Яранский уезд, слобода Кукарка.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Сколок кукарского кружева. 1907 г.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0
Образец крестьянского кружева. Его плели из домашней пряжи самым простым рисунком. Таким кружевом украшали в то время полотенца, которые дарили на свадьбу молодожёнам.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0
В XIX – начале ХХ вв. в Кукарке плетением кружева занималось уже более 500 женщин. В основном они изготавливали кружево по готовым сколкам, очень немногие из них умели самостоятельно создавать рисунки.
Источник: http://www.kipov.ru/arts/kukarskoe-kruzhevo/
Постепенно Кукарское кружево вышло на рынок. О нём узнали в Саратове, Самаре, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе и Петербурге. Красивое кружево охотно приобретали в Англии, Франции, Голландии, Швеции и в Америке.
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА ВЯТСКОГО КРУЖЕВА
В 1920 г.  в слободе  Кукарке, переименованной позднее в город Советск, организовалась первая артель мастериц. Она постоянно росла, так что в 1930-е гг.  из её  состава выделились две артели в сёлах Ильинском (1931 г.) и Завертном (1933 г.). В этих артелях работали в основном кружевницы-надомницы, они не вводили какие-либо новые орнаменты и сюжетные мотивы. Творческий рост был затруднён из-за отсутствия стародавних художественных традиций. Потому что изначально, возникший на базе Кукарской школы кружевниц и её филиалов местный промысел, как уже говорилось, использовал либо узоры других известных русских центров плетения, либо вычурные рисунки в стиле модерн, сделанные специально для её учениц.  Однако  наличие   большого числа исполнительниц и учебной базы способствовали  быстрому развитию уже  советского промысла.
Кружева мастериц на отечественных выставках(1923 г., ВХП) и зарубежных  (1937 г., Париж) пользовались успехом и были отмечены почётным дипломом (1939 г., Нью-Йорк).
Вместе с новой эпохой стала меняться и сюжетная линия вятского кружева. В образцах  XIX в., наряду со стилизованным изображением трав, диковинных цветов, насекомых, полуфантастических птиц и зверей можно встретить самые различные сцены, иногда сказочного или бытового характера – «Красная шапочка», «Золушка», «Пустынник и медведь» и т.д.  В 1930-е гг.,  в период индустриализации, на  многих изделиях появлялись изображения автомашин, тракторов, самолётов. Прочное место, например, заняла геральдика, нередко можно встретить изображение звёзд, Московского кремля, советских орденов, колосьев и т.д.
Новое возрождение началось сразу же после войны. В 1946 г. вновь открывается в Советске профтехшкола кружевниц. К этому времени в артелях были заняты более 800 человек.
В 1958г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946г. заведовала художественной лабораторией. А.А. Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла. В период с 1930 по 1950 гг.  по её сколкам плели кружева во всех артелях области. Для её рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.
В 1960-е гг.  значительные работы были созданы художником промысла 3.А. Вараксиной –  уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.
B 1970-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А.Ф. Блинова. Её праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приёмов плетения. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова – «Приказной избе».
В 1990-е гг.  кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало  десять лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений. Среди них  Е.П. Куприна  (член Союза Художников), К.И. Кузьмина,  В.И. Дерягина.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Перед началом первой мировой войны кукарское кружево  вывозилось в ряд стран – Англию, Голландию, Швейцарию, США. Советский период промысла начинается с  декабря 1920 г. В  г. Советске (бывшей слободе Кукарке) организована трудовая артель кружевниц из 200 человек, к 1929 г. в ней было уже около 1000 человек. Артель и её отделения в Ильинске (1921 г.) и Завертной (1927 г.) вырабатывали продукцию, славившуюся не только в нашей стране, но и за границей. За все последуюшие годы сложился свой стиль. Преобладали  сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.  Характерны звездчатые, острозубчатые формы крупных и средних штучных предметов. Ассортимент кировских кружевных изделий был сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий. Смотрите слайд-шоу «Советская эпоха вятского кружева».
Источник: http://kipr-edu.ru/index.php?workid=1305
В г. Советске (бывшей слободе Кукарке) создаются артели кружевниц. Отделения организуются в с. Ильинске (1921 г.) и с. Завертной (1927 г.)
Источник: http://vk.com/wall-28295719?offset=80
Юные кружевницы.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Вместе с новой эпохой стала меняться и сюжетная линия вятского кружева. В 1930-е гг., в период индустриализации, появлялись изображения автомашин, тракторов, самолётов. Нередко можно встретить изображение звёзд, Московского кремля, советских орденов, ко
Источник: http://tornado-84.livejournal.com/119450.html
Кружевница из города Советска (бывш. слобода Кукарка) Кировской области за работой. Фото начала 1950-х гг.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Деталь покрывала «Круги». Автор А.А. Гужавина. Изделие Советской кружевной артели. 1956 г.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Первый советский космический спутник.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st015.shtml
А.Ф. Блинова. Панно «Праздник». 1977 г. г. Советск, Кировская обл.
Источник: http://kruzhevosasovo.narod.ru/training/01.htm
В советском кировском кружеве активно применяют рельеф скани, украшают насновками. Интересны изменения самой полотнянки, переходы полотнянки в сеточку и наоборот. Всё это придаёт большую живость кировскому кружеву.
Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE.JPG
Образцы вятского кружева советского периода.
Источник: http://stranamasterov.ru/node/562473
Кружевная вятская салфетка. 1980 гг.
Источник: http://www.visitkirov.ru/museums/sovetsk/1607/
Кружево в честь 400-летия г. Советска, который ведёт свою родословную от слободы Кукарки, основанной в 1580-х гг.
«СЧАСТЬЕ – ЭТО СВОИМИ РУКАМИ КРАСОТУ СОЗДАВАТЬ!».
В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А.А. Гужавина, более 50 лет  она отдала промыслу. Родилась  в 1891 г. в деревне Марьинской (теперь Гужавино), неподалёку от слободы Кукарки – родины кировских кружев. Отец её занимался валяным промыслом, мать плела кружева. Двенадцати лет Аннушку отдали в Кукарскую земскую школу кружевниц – одну из лучших в губернии.
Лучших мастериц школа направляла руководить обучением кружевниц во вновь открываемых земством школах и мастерских Вятской губернии. Получила такое назначение и Анна Александровна. В 1908 г. она руководит кружевной мастерской в деревне Коряковцы, в 60 км. от Кукарки.  Мастерскую открыли в доме одного местного жителя. В классе молодой учительницы было 35 учениц.

 «Ох, и трудно мне было на первых порах! – вспоминает Анна Александровна. – Сама я не всё ещё знала, не все умела объяснить в свои семнадцать лет.  Сколков надо было заготовлять много, пока все обведешь – замучаешься!»

Первая мировая война и последовавшая за ней разруха тяжело отозвались на местных промыслах.
С приходом Советской власти вновь начал возрождаться кружевной промысел. В первую очередь были приняты меры по созданию школ. В 1919 г. в Кукарке на базе бывшей земской кружевной школы организуется школа кружевниц с двухгодичным бесплатным обучением.
В 1927 г. Гужавина сама организует в селе Завертном ещё одно отделение артели и начинает работать в нём заведующей производством.
С 1933 г. Анна Александровна – председатель Завертнинской кружевной артели; через три года она открывает ещё одно отделение артели – в селе Пижанке, затем в течение пяти лет работает инструктором курсов по повышению квалификации кружевниц.
Кружевной промысел быстро развивался, росли требования к художественному качеству кружев. Необходимо было повысить культуру производства кружев, восстановить местные художественные традиции. С этой целью при кружевной артели Советска была создана первая в истории кировских кружев художественная лаборатория. Работа лаборатории, прерванная во время Великой Отечественной войны, возобновилась с 1946 г. Заведующей лабораторией  стала   Гужавина.
Анна Александровна Гужавина – талантливый художник. С наибольшей силой проявляется мастерство А.А. Гужавиной в крупных сложных изделиях – покрывалах, занавесях, шторах.
Подлинным художником проявила себя Анна Александровна в двух последних своих работах – больших декоративных занавесах, экспонированных в 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе. Занавеси были удостоены серебряной медали.  Они демонстрировались ещё на  выставке 1959 г. в Нью-Йорке.
В 1959 г. Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности организовал персональную выставку А.А. Гужавиной. Из 36 вещей, экспонировавшихся на выставке, 16 уже стали образцами массового ассортимента последних лет: овальные и прямоугольные дорожки, салфетки, сухарницы, подстаканники, а также крупные изделия – накидки, покрывала, занавеси.  
 
«Самое большое счастье – это своими руками красоту создавать для родного советского народа, – говорила  Анна Александровна своим ученицам. – Вот если бы можно было мне сбросить, этак, годков двадцать – сколько прекрасных вещей можно было бы еще сплести, сколько радости доставить людям!».
АНФИСА БЛИНОВА: «СДЕЛАЛА ВСЁ, НА ЧТО СПОСОБНА»
Анфиса Фёдоровна Блинова – художница-кружевница, лауреат Государственной премии России имени Репина, 1936 г.р. 37 лет отдала Анфиса Фёдоровна Советскому филиалу Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта. По эскизам Блиновой создавались кружева от салфеток, воротничков, шарфов до больших панно, занавесей, туник, скатертей. Работы Блиновой были известны и в нашей стране, и за рубежом. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности – панно «Праздник», скатерть «Золушка» и др. Скатерть «Солнечная» была отправлена за границу.
А.Ф. Блинова – участница всех проводимых выставок последних лет, неоднократно награждалась медалями и денежными премиями. В 1977 г. награждена бронзовой медалью ВДНХ, в 1981 г. – орденом «Знак Почета». Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 декабря 1983 г. за создание высокохудожественных образцов ей присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина.
Тогда от Кировской области на соискание этой премии было выдвинуто двое художников с фабрики имени 8 Марта – А.Ф. Блинова и В.И. Смирнова. Такой высокой оценки работа вятских кружевниц была удостоена впервые. Конечно, обе порадовались, но на премию не рассчитывали: это очень высокая награда и учреждена она не только для художников-прикладников, но и для тех, кто занимается изобразительным искусством. В списках на соискание Государственной премии этого года значились такие величины, как солист Большого театра Александр Ведерников, певица Людмила Зыкина, известный художник Д.К. Свешников, скульптор М.М. Воскресенская, киноактер Михаил Козаков.
Однако работы вятских художников были высоко оценены не только на первом, но и на втором туре конкурса. Потом представитель Совета Министров РСФСР А.В. Киселёв им скажет:

«Да вы – единственные, за кого комиссия голосовала единогласно!».

В 1983 г. издательством «Художник РСФСР» выпущена книга «Русское плетёное кружево». Вот как отзывается её автор В. А. Фалеева о работах Блиновой:

 «…им свойственны мягкость и праздничность настроения, лишенная торжественности. Многие из них изобразительны. В панно «Детские сказки» все персонажи имеют характер и показаны с долей юмора, изобразительное повествование идет спокойно, словно неторопливый рассказ».

В 1985 г. А.Ф. Блинову приняли в члены Союза художников СССР. Росла известность, росла требовательность к себе.

«И все же я не могу сказать, что полностью удовлетворена своей работой, сделала всё, на что способна»,– говорила она, продолжая плести новые  композиции.

Художница предпочитала сюжетные композиции, располагая их на широком поле панно. Главная тема в её творчестве – тема праздника, сказки, природы, они во многом определяют художественный язык произведений. От работы к работе  в них нарастало орнаментальное богатство, достигая наибольшей сложности рисунка. Все работы А.Ф. Блиновой как бы усеяны цветами. Творчество её отличается целостностью, индивидуальностью авторской манеры.
ЕЛЕНА КУПРИНА: ВВОДИТ ДЕТЕЙ В ЦАРСТВО КРУЖЕВА
Елена Петровна Куприна  род. в 1956 г. в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. После школы поступила в московское художественно-промышленное училище им. Калинина. Первая самостоятельная работа – панно «Лебединое озеро», осталось в фонде училища, как и многие другие ранние произведения автора. Дипломная работа – съёмное кружевное изделие воротник «Оплечье». По окончании училища Елена Петровна была распределена в г. Киров.
С 1 августа 1977 г. Е.Куприна – художник по кружеву на фабрике строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта (г. Киров). За 30 лет творческой деятельности Е.П. Куприна выросла в яркого представителя вятской школы кружева, продолжила и развила традиции, заложенные известными художниками А. Гужавиной, А. Блиновой, В. Смирновой. Свои лучшие монументальные и камерные произведения Е. Куприна показывала на выставках разного ранга (областные, зональные, республиканские, международные) с 1978 г.  Является членом ВТОО «Союз художников России» с 1993 г.  Куприна обрела свой неповторимый почерк в искусстве художественного кружевоплетения и начала воплощать в жизнь различные творческие идеи, ярко заявив о себе, как о художнике, о чём говорят многочисленные награды мастерицы.
Елена Петровна в своих изделиях соединяет разные по типу «решётки», их комбинации придают кружеву особую нарядность и выразительность. Главными особенностями её творчества является оригинальность сюжетных и орнаментальных композиционных решений, поиск новых форм и разнообразие переплетений в каждом изделии, что соответствует традиционному стилю вятского кружева и придаёт изделию ажурность, красоту и невесомость. На создании своих кружевных произведений Елену вдохновляет природа, её особенности в то или иное время года, а также мотивы старинного вятского кружева.
С 1998 г. Куприна становится свободным художником, сочетая творческую деятельность с педагогической в Центре детского творчества г. Кирова (на фото Елена Петровна с  воспитанницами Центра).
ПОЮТ КУКАРСКИЕ КОКЛЮШКИ
Валентина Владимировна Песикова, родившись в 1953 г. в вятской глубинке, в Подосиновском районе, не ведала даже, что есть такое кукарское кружево. Просто однажды вместе с подругой приехала поступать в 28-е училище, а выучившись, осталась работать в училище мастером. И с тех пор  учит кружевному делу молоденьких девчонок. Всего через ее руки прошло больше 600  учениц. С 1971 г. Валентина Песикова работает мастером производственного обучения кружевоплетения  в Индустриально-педагогическом колледже города Советска (ранее профтехучилище № 28).
В 2008 г. Валентине Владимировне Песиковой присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области. В числе наград, полученных Валентиной Песиковой от профессионального сообщества, одна Серебряная и две Бронзовые медали ВДНХ,звание «Мастер – золотые руки». А в 2001 г. Валентина Песикова  стала лучшей кружевницей России на первом  Всероссийском конкурсе в Йошкар-Оле. Вот интервью с Валентиной Песиковой после той знаменательной победы.
– Я думала, что буду вторая. Нам дали задание: салфеточка – и 12 часов работы. Конечно, первой должна была стать женщина из Вологды, там все-таки самое знаменитое кружево. И сделала она на 35 минут быстрее меня.
– И как же получилось, что вы выиграли?
– Знаете, мне кажется, – качеством. Вообще-то у нас, на Вятке, всегда мулине плели, но на конкурсе вдруг дали всем ниточку №10, как в Вологде. Сначала я была в шоке, но немного погодя опомнилась и быстренько освоилась.
– А чем, вообще, ваше кукарское кружево отличается от вологодского?
– Сложностью. И ещё оно за сотни лет никогда не менялось. В Вологде узор более однотипный, и основной узор у них состоит из полотняного переплетения. А у нас есть и «полотнянка», и «сетка», и различные декоративные тесёмки: «крестик с разрывом», «восьмерка», «крыжовник», «с дыркой», «с корченкой» и еще несколько. Но есть и ещё одна изюминка: в Вологде идёт просто «сцеп», а у нас – «сцеп с пересцепом». То есть по одному сцепу нитей у нас идёт ещё несколько сцепов – это даёт плотность, и рисунок не раздваивается. И ещё мы отличаемся количеством коклюшечек – у нас их до двенадцати пар, а всего – двадцать четыре. Нигде нет такого количества.
Разговор наш происходил, между прочим, в классе училища (теперь здесь «Индустриально-педагогический колледж»  г. Советска). Молоденькие девчонки сидели за «бубнами» (специальными подушками в форме барабанов, являющимися, по сути, станками для плетения) и по всему помещению разносился легкий, тонкий перезвон коклюшек. Валентина показала мне особенные, кукарские «вересовые»  коклюшки. Дело в том, что во всей России эти палочки делаются из берёзы, и только здесь – из можжевельника (здесь он зовется вересом), коего по берегам Вятки произрастает немало.

«Вересовые коклюшечки звон имеют необычный, певучий, – улыбается Валентина Владимировна. – А потрогайте, какие они гладенькие! Я не могу грубо называть –  коклюшки: они для меня «коклюшечки». Под их мелодию петь хочется».

В  г. Советск едут учиться девушки не только из Кировской области, но и из  соседних регионов. Едут, потому что хотят овладеть редким искусством (кроме кружевоплетения, здесь обучают еще вышивке и золотному шитью).   И, если поток желающих учиться искусству кружевоплетения не иссякает даже при нынешних трудностях, значит, промысел жив. И, надеемся, будет жить всегда.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Их изделия украшали царские покои, а за океаном восхищались легкостью и рисунком их работ. В  XIX в. вятские кружевницы прославили Вятку на весь мир, сегодня они пытаются сохранить старинный промысел от забвения. В г. Советске, на родине кукарского кружева, в г. Белая Холуница, в г. Вятские Поляны в самом Кирове кружевные мастерицы возрождают искусство древнего промысла, чтобы вернуть былую славу кукарскому кружеву. Мы же вспомним работы лучших вятских кружевниц в слайд-шоу «Гордость вятского кружева».

Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Абажур «Луч». Автор А.А. Гужавина. Изделие советской кружевной артели. 1956 г.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Салфетка «Цветочный узор» Автор А.А. Гужавина. Изделие ильинской кружевной артели. 1956 г.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Покрывало «Круги» Автор А.А. Гужавина. Изделие советской кружевной артели. 1956 г.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Скатерть. Автор К.И. Тупоногова. Изделие завертнинской кружевной артели. 1955 г.
http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Салфетка. Автор С. Н. Долгушева. Изделие советской кружевной артели. 1956 г.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/guja/vina/
Покрывало. Автор Р.Д. Смирнова. Изделие советской кружевной артели. 1956 г.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BlinovaAnfisaF.jpg?uselang=ru
Анфиса Фёдоровна Блинова – художница-кружевница, лауреат Государственной премии России имени Репина, 1936 г.р.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0
Автор В.В. Песикова, лучшая кружевница России, 2001 г., мастер производственного обучения кружевоплетения в Индустриально-педагогическом колледже города Советска (ранее профтехучилище № 28).
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0
Автор В.В. Песикова, лучшая кружевница России, 2001 г., мастер производственного обучения кружевоплетения в Индустриально-педагогическом колледже города Советска (ранее профтехучилище № 28).
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1370432
Автор Е.П. Куприна. За 30 лет творческой деятельности Е.П. Куприна выросла в яркого представителя вятской школы кружева, продолжила и развила традиции, заложенные известными художниками А. Гужавиной, А. Блиновой, В. Смирновой.
Источник: http://vestitr.ucoz.ru/news/2013-08-26-2020
Автор Л.М. Анцыгина. В 1981 г. окончила ПУ № 28 г. Советска по специальности «кружевница». С 2012 г. Любовь Анцыгина член административного совета OIDFA – Международной организации коклюшечного и игольного кружева.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0
Автор Л.М. Анцыгина. В 1981 г. окончила ПУ № 28 г. Советска по специальности «кружевница». В 2012 г. в г. Советске создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», который возглавила Л.М. Анцыгина.
ОСОБЕННОСТИ ВЯТСКОГО КРУЖЕВА
Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приёмами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева, не разрабатываются так богато и решётки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решётка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту. Особенностью  вятского  кружева можно считать  и то, что кружевницы часто обращаются к мотивам дымковской игрушки.
В вятском кружеве применяют, в основном, растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решён более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решётки. Решётка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окружённых растительным орнаментом.
Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность вятскому кружеву придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими, мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решётки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам, в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и её ширина. В сцепных кружевах центральные решётки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Их изделия украшали царские покои, а за океаном восхищались легкостью и рисунком их работ. В  XIX в. вятские кружевницы прославили Вятку на весь мир, сегодня они пытаются сохранить старинный промысел от забвения. В г. Советске, на родине кукарского кружева, в г. Белая Холуница, в г. Вятские Поляны в самом Кирове кружевные мастерицы возрождают искусство древнего промысла, чтобы вернуть былую славу кукарскому кружеву. Мы же вспомним работы лучших вятских кружевниц в слайд-шоу «Гордость вятского кружева».

Источник: http://www.myshared.ru/slide/436968/
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
В вятском кружеве используется парная техника плетения (мерное кружево). Узор парного кружева состоит из простейших ритмично повторяющихся геометрических фигур разной плотности.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Покрывала, скатерти, занавески, дорожки, салфетки, накидки, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Нигде, кроме кукарского кружева, не разрабатываются так богато решётки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две – три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность.
Источник: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятское-кружево
Используя разнообразные техники плетения, кружевницы создают интересные разработки растительного и цветочного орнаментов. Полёт фантазии мастериц поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей её красоте и многогранности
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st019.shtml
Кировские кружева легче и воздушнее, чем вологодские. Они отличаются от вологодских тем, что полотнянка в них меняет свою плотность и ширину (как у елецких), а фоновая решётка в них более простая и редкая (в елецких кружевах решётка со сложным рисунком).
Источник: http://otvet.mail.ru/question/71498964
Особенности вятского кружева: вилюшка (плотно сплетённая тесьма) которая ведёт основной рисунок в сцепной технике; сетки - решётки, являющиеся своего рода фоном; разнообразие переплетений в одной вещи; края узоров могут быть как круглыми, так и острыми
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приёмами. Часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приёмом заполняется фон, создаются венчики цветов.
КАК ПЛЕТЁТСЯ ВЯТСКОЕ КРУЖЕВО
Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьётся из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикреплённый к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице. Но самое основное – ещё до начала плетения придумать и нарисовать будущее кружево. Сделать это может только художник. Любой рисунок кружева состоит всего из четырёх элементов: тесьма-полотнянка (по-вятски называют «валюшка»), фоновая сетка-решётка, плетешок (шнурочек) и насновки (элементы овальной формы).
Нити при плетении используются самые разные – хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые, металлические. Сейчас пробуют плести и из синтетических волокон.
Создаются все кружева сейчас в основном двумя способами – парной и цепной техниками плетения.
Отличаются кружева друг от друга художественными приёмами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приёмов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других.
Иногда в одном кружевном изделии можно насчитать 5 – 7, а то и более переходов вилюшки. Одна из кружевниц назвала как-то в разговоре вилюшку реченькой. Действительно, очень похоже. Течёт такая реченька по вятскому кружеву и становится то широкой и полноводной рекой, то, как в половодье, разливается на несколько потоков. А то вдруг соберётся в небольшую, весёлую речушку – ручеёк, и весело, игриво продолжает свой путь. Нередко вилюшка украшается сканью – утолщённой, рельефно выделяющейся нитью, идущей по её средине и по краям. В некоторых кружевах, накладываясь одна на другую, вилюшка плетётся внахлест. Такого разнообразия в плетении вилюшки нет ни в одном другом кружеве. Нигде, кроме, как в вятском, не разрабатываются так богато и решётки. Они могут быть со звёздочками, ромашки, самыми разнообразными насновками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность.
Решётка во многом помогает основному рисунку – орнаменту. Он идёт то плавно и спокойно, то может строиться на динамичных, острых поворотов.
Рисунки разнообразнейших по форме и размерам дорожек, косынок, шарфов, покрывал построены на геометрических формах, и это придаёт всему изделию особую строгость.
Подчас эти геометрические узоры сочетаются с богатейшей орнаментикой, состоящей из растительных и цветочных мотивов, в которых полнее всего раскрывалось своеобразие вятского кружева. Как часто та или иная вещь живо напоминает расцветший луг, а другую можно сравнить с садом, где есть сказочные цветы, которые сплетаются в красивые гирлянды. Не менее интересны кружева парной техники плетения – мерные. Здесь основной узор располагается в центральной части кружева, ограничиваясь с одной стороны кромкой, с другой – волнистым краем – «фестоном», наибольшей разработке подвергается центральная часть. Она состоит из различных геометрических фигур – квадрат, кружков, овалов, треугольников, зигзагообразной ленты. Если плетётся комплект – прошва, край, уголки, то рисунок центральной части повторяется во всём комплекте. По виду рисунки орнамента напоминают предметы реальной жизни, только очень условно трактуемые.
НАСЛЕДНИКИ КРУЖЕВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Разновидностью вятского кружева является кукарское кружево, а также белохолуницкое кружево. Каждое кружево имело название от уезда, в котором находилась та или иная земская кружевная школа.  Сейчас  вятское коклюшечное кружево производится в г. Советске (быв. сл. Кукарке), г. Белая Холуница, г. Вятские Поляны, в  пгт. Подосиновец Кировской области и в самом г. Кирове.
В 2012 г. в  г. Советске создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», который возглавила Л.М. Анцыгина (на фото). Именно  г. Советск является олицетвореним вятского кружева. Ведь долгое время единственным районом кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка и окружающие её селения.
Когда не стало филиала фабрики кружев в  г. Советске, поток желающих получить эту профессию заметно иссяк, кружево грозило вовсе исчезнуть.  В 1990 гг. так происходило по всей России. Однако в древнем центре кружева в г. Ельце возродили кружевное предприятие, уцелели и  в г. Вологде: одно работает под началом  г. Санкт-Петербурга, второе осталось своим.
В г.  Советске открыть артель помогли средства гранта, выигранного Советским районом в рамках областной целевой программы по поддержке и развитию народных художественных промыслов и ремёсел. На выделенные 500 тысяч рублей закупили  оборудование, мебель, сделали  ремонт в помещениях Дома детского творчества, где и разместилось «Кукарское кружево».
Пока здесь трудятся девять мастериц. Почти у всех – опыт работы на кружевной фабрике или же её филиале в Ильинске. Сама Любовь Михайловна в 1981 г. окончила ПУ № 28  г. Советска по специальности «кружевница». В 1998 г. окончила Вятский государственный педагогический университет, приобретя ещё одну специальность – «учитель технологии и предпринимательства». С 1989 г. Анцыгина  преподаёт  кружевоплетения  в Индустриально-педагогическом колледже (ПУ № 28).  С 2012 г. Любовь Анцыгина член административного совета OIDFA – Международной организации коклюшечного и игольного кружева.
Кооператив-артель, который возглавила Любовь Михайловна, призван сохранять и развивать уникальный народный промысел. Чтобы слава о кукарских кружевах шла по всему миру. Осенью прошлого года кукарское кружево оказалось в Швейцарии. Л.М. Анцыгина была в российской делегации, как член ассоциации народно-художественных промыслов России.  Давала мастер-класс по кружевоплетению под восторги не только швейцарцев. Более двух тысяч участников было  и на Международном конгрессе мастеров во Франции. Наше кружево там не только экспонировалось, но и продавалось.
Сейчас  кукарское кружево можно купить и в Москве на Арбате в магазине «Вышивка», и  в Санкт-Петербурге, и в художественном салоне г. Петрозаводска, и в трех торговых точках  г. Кирова. Ни одна московская встреча в Вятском землячестве не проходит без выставки-продажи кружевных изделий из  г. Советска.
Плетут мастерицы скатерти, салфетки, воротнички, манишки, пелерины и галстуки, шали, палантины и оплечье, платья, костюмы, жакеты и даже ажурные зонты.
Адрес производственного кооператива (артель) «Кукарское кружево»: 613340, Кировская область, г.  Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 41
Телефоны: 8 (83375) 2-14-26; 8 (912) 737-80-37, 8 (963) 885-00-33
Е-mail: Love-22@mail.ru
«Студия  кружево» была  сформирована из работников закрытого в 90-х гг.  прошлого века филиала фабрики им.8 Марта, находившегося в г. Советск (до 1918 г. слобода Кукарка) Кировской области.  Кружевницы Студии плетут как в традиционных стилях, вятском (кукарском, кировском), вологодском, так и в авторском, когда требуется нетрадиционный подход.
– Наша студия специализируется на индивидуальных заказах, – говорит Ольга Пляскина, руководитель «Студии Вятского кружева» (на фото), – но у нас есть и серийные вещи, сколки которых остались ещё со времён работы фабрики.  Но поскольку заказчицам хочется что-то именно на себя, то мы по их выкройкам составляем новые рисунки и плетём изделия индивидуального порядка.
География  покупателей-соотечественников – от Калиниграда до Находки и Южно-Сахалинска. Но заказы не ограничиваются только территорией Российской Федерации.  Кружева покупали и покупают клиентки из Франции, Германии, Японии, США, Латвии, Украины, Беларуси, Дании и Казахстана.
Адрес Студия кружева: 610035, г. Киров, ул. Чапаева, 57 «а».
Телефоны: 8 (8332) 63-96-12, 8 (909) 135-50-78
Е-mail: olga@krujevo.com
Сайт: http://www.krujevo.com/?idp=13

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Совсем недавно, в 1990 гг., вятское кружево оставалась лишь на немногочисленных сколках местных кружевниц: закрылась фабрика, исчезла работа и заказы. Но кружевницы сделали всё, чтобы древний вятский промысел  возродился и забелел новыми радостными узорами. На местах традиционного бытования промысла вятского кружева возникла артель  «Кукарское кружево. Радует своими кружевными изделиями  «Студия кружева» из г. Кирова. Предлагаем всем ценителям кружева ознакомиться с их изделиями в слайд-шоу «Наследники кружевных традиций». И ещё один совет:  Если же вы все-таки не решаетесь обзавестись сразу крупной вещью, закажите небольшое изделие – шарф, галстук или просто салфетку. Это даст  возможность почувствовать кружево изнутри. Подержав его в своих руках, вы проникнитесь теплом, заложенным в кружево руками мастерицы

Источник: http://www.perevit-splesti.ru/2011_03_13_archive.html
Кружево артели «Кукарское кружево» г. Советска всегда желанно на различных российских и международных выставках. Председатель артели Л.М. Анцыгина ответит на любые вопросы и даже готова поделиться некоторыми тонкостями изготовления.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0
Осенью прошлого года кукарское кружево оказалось в Швейцарии. Л.М. Анцыгина была в российской делегации, как член ассоциации народно-художественных промыслов России.
Источник: http://riamoda.ru/news/news-1368.html
В Париже прошла международная выставка «Биеннале мастерства и творчества». Более 100 тысяч французских и иностранных посетителей ознакомились с новинками кружева.
Источник: http://www.krujevo.com/about
«Студия кружево» из г. Кирова – участник интернациональной выставки в г. Лимубрг (Германия). В числе экспонатов – шаль «Светлана», кардиган, две кружевные картины из коллекции «Птицы Вятки», а также другие изделия из ассортимента Студии.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
Кружево «Студии кружева». Картина из кружева «Встревоженные воробьи» из цикла картин «Вятские птицы». Выполнена в сцепной технике плетения из ниток мулине белого и стального цветов.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
«Студия кружево». Мерный край «Подзор» – традиционный образец отделки текстильных изделий из льна, хлопка и других «простых» тканей.
Фото: Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13" onclick="return hs.expand(this, config11 )">
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
«Студия кружево». Мерный край «Павлинка» – традиционный образец отделки текстильных изделий из льна, хлопка и других "простых" тканей. Сделает одежду, столовое бельё и прочие вещи интереснее и привлекательнее.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
«Студия кружево». Корсет и ворот для свадебного платья.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
«Студия кружево». Свадебное.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
«Студия кружево». Скатерть. Особенность модели – в сочетании традиционного для вятского кружева рисунка фоновой решётки и стиля модерн в цветочном рисунке кружева.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%85%D0%BF/%D0%BE%D0%BE%D0%BE-%C2%AB%D1%8E%D0%B3%C2%BB
Характерной особенностью белохолоуницкой техники кружевоплетения является использование одновременно большого количества пар коклюшек – значительно большего, чем при создании кукарского кружева.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%85%D0%BF/%D0%BE%D0%BE%D0%BE-%C2%AB%D1%8E%D0%B3%C2%BB
Узор парного кружева состоит из простейших ритмично повторяющихся геометрических фигур разной плотности.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%85%D0%BF/%D0%BE%D0%BE%D0%BE-%C2%AB%D1%8E%D0%B3%C2%BB
Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры или, как говорят мастерицы, мотивы.
Источник: http://nhpko.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%85%D0%BF/%D0%BE%D0%BE%D0%BE-%C2%AB%D1%8E%D0%B3%C2%BB
Покрывала, скатерти, дорожки, накидки, воротнички, салфетки выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже коклюшками, но всё изделие еще при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком.
КРУЖЕВНЫХ ИСКУССТВ ТЕХНИКУМ
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Техникум промышленности и народных промыслов»  города Советска  – одно из старейших в области. В октябре 2011 г. учебное заведение отметило 75-летний юбилей.  За годы работы подготовлено свыше 20000 рабочих различных профессий. Техникум располагает хорошей учёбной и материально-технической базой.
В  Техникуме  промышленности и народных промыслов   есть обучение как кружевному делу, так и резчиков  по дереву и бересте.
Адрес  Техникума  промышленности и народных промыслов: 613340, Кировская область, г. Советск, ул., Первомайская, 24.
Телефоны: 8 (83375) 2-10-83 (директор), 8 (83375) 2-64-75 (учебная часть)
E-mail: pu39admru@yandex.ru
Сайт: http://pu39admru.ucoz.ru/
ВЯТСКИЕ КРУЖЕВА НА ВЫСТАВКЕ «Spitze & Schmuck»
В Европе, в частности Германии, мало знают о вятском кружеве. Но теперь там  с кружевом познакомились воочию. Студия Вятского кружева приняла в Германии участие в выставке «Spitze & Schmuck» – «Кружево и украшения».
Выставка прошла в Германии, в историческом здании – Kolpinghaus (Колпингхаус) исторического центра города Лимбург-на-Лане. Целью выставки было познакомить европейских кружевниц, поклонников кружева, обычных немецких граждан с таким явлением как русское кружево.
Организатором выставки выступила гражданка германского города Лимбург-на-Лане Любовь Летий. Являясь частным предпринимателем, Любовь занимается производством украшений в технике «Анкарс» (фриволите с бисером и стразами), а  также кружевных аксессуаров в технике русского кружевоплетения.
– Наше общение с госпожой Летий на профессиональной почве длится с 2004-го г., –  рассказывает Ольга Пляскина, руководитель Студии «Вятское кружево» (Ольга Пляскина на фото). – Несмотря на то, что  русское кружево имеет европейские корни (оно было завезено  в Россию русскими монархами в XVII – XVIII вв.), граждане просвещённой Европы, в частности Германии, имеют очень малое представление о нашем кружеве, а зачастую просто его не имеют. Именно поэтому необходимость привнести в культурные события Германии что-то новое, иноземное, и послужило поводом для этой выставки. Зрители были буквально поражены  нашим  мастерством и масштабами.
В программу выставки вошли: показ моделей кружев и украшений «Mоdenschou» («Моденшоу»): немецкие девушки-модели  демонстрировали изделия, предоставленные участниками; танцевальное шоу «Tanzschou» («Танцшоу»):  пять немецких танцевальных пар демонстрировали своё мастерство в нарядах с использованием кружевных элементов, выполненных мастерами в различных техниках (крючком, спицами, коклюшками);  мастер-классы специалистов по ниточному плетению и вязанию, плетению проволоки, оставлению сколков с помощью компьютерных графических программ; продажа собственных изделий экспонентами.
По окончанию выставки Студии Вятского кружева была выражена официальная благодарность за участие в данном мероприятии.
В настоящий момент Любовью Летий ведутся переговоры с мэрией г. Лимбурга о придании выставке городского, а возможно и регионального, статуса (в зависимости от источников финансирования) и международного уровня.

    КУКАРСКИЕ КРУЖЕВА


Хороши кружева кукарские,
Наши вятские кружева!
Их другие страны заказывают,
Носят Лондон их и Москва.


Есть ли что-нибудь их красивее
Среди прочих земных чудес?
Что-то есть в них строгое, зимнее
И весеннее, нежное есть.


Оживает в них сказка русская.
Словно иней, они чисты.
Их увидев, с тоской и грустью
Навсегда распростишься ты.


Будешь ты любоваться ими
И откроешь вдруг для себя:
Их дарить нужно только любимым,
Их носить можно, только любя.


Вам, искусницы мастерицы,
Руки чьи красоту создают,
Низко хочется поклониться
И сказать: «Спасибо за труд,


За старание, за терпение,
За фантазии смелый взлет,
За горение, за вдохновение,
Что в узоре каждом живет»

                          Л. Полякова