|
Хохлома
1.
Ремесло 87. Хохлома.
Эта роспись стала символом своеобразия русской декоративной культуры. Но когда и откуда пришла человеку идея из простой деревянной посуды сделать золотую – смотрите в этом выпуске программы «Ремесло».
2.
Пряничный домик. «Огненная хохлома» (полная версия)
3.
Хохлома. Основные секреты: «букет цветов»
Цветок в хохломской росписи тоже пишется травным орнаментом, скорее напоминает симпатичного крабика.
4.
Галилео. Хохлома
Традиции и секреты хохломской росписи. История появления имени художественного промысла. Изготовление и подготовка деревянной посуды под роспись. Какие виды росписи бывают?
5.
Золотая хохлома
Золотая хохлома. История промысла и этапы создания.
6.
Хохломская роспись
7.
Хохлома – русские узоры
8.
Хохлома
Совместный тематический проект от «КОРСЕТ- City» и life.studio на тему национального костюма с использованием образов «Хохлома» и «Аксинья».
9.
Русская/Великоросская национальная роспись – хохлома.
10.
Фестиваль «золотая хохлома»
11.
Золотая хохлома
12.
Хохлома
13.
Хохломская роспись
Самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства – это, конечно же, хохломская роспись. Художественный промысел приобрёл такое название от крупного торгового села Хохлома, куда свозилась на торги посуда.
ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА
Трудно сказать, с каких времён началось на Руси изготовление точёной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точёная миска. В XVI – XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику. О местах производства и рынках сбыта деревянной точёной посуды в XVI – начале XVII вв. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой – варёным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой плёнкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. Потому что в целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь неё серебро тоже отливало золотом. ЛЕГЕНДА ПОЯВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ
Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золочёной окраски при изготовлении посуды.
Саму деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как её ещё называли, керженская. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передаётся из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. Глядя на все это великолепие, подумалось, что и сегодня актуальны слова П.И. Мельникова-Печерского, автора романов «В лесах» и «На горах»: «Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит... всё, что из лесу можно добыть, рук его не минует». Современный сказочник С. В. Афоньшин пишет: «Семёновские мастера делали ложки такие приглядные да ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Семёновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далёкой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семёновском уезде в начале ХХ в. вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 г. было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных сёлах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком. Нижегородской посудой торговали на великом торжище – Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х гг. XIX в., хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и расписаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлётов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков – всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 г. при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г.П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь – художник».
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Как же в те времена делалась «золотая хохлома»? Об условиях труда в тот период участникам экспедиции в район Хохломы рассказали старые мастера – супруги Родичевы из города Семёнова. Софья Ивановна Родичева начала заниматься окраской с семи лет. Работала вместе со всей семьей в той же избе, где жили, здесь же сушили в печи проолифленные и окрашенные ложки. От копоти и дыма часто угорали, иногда по трое суток лежали без движения, от едкого дыма рано портилось зрение. Работали на скупщика, а тот ставил жёсткие условия: не выполнишь заказ, другого не даст. Оплата за работу была предельно низкой: к началу нашего века, например, за тысячу окрашенных ложек вместо 25 рублей стали платить всего один рубль тридцать копеек. Вот такой ценой доставалась России её будущеё культурное достояние. Смотрите слайд-шоу: «История золотой хохломы». СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ ХОХЛОМЫ
В начале 1920-х гг. на базе промартелей сёминского куста было создано товарищество «Красильщик», которое вошло в состав Семёновского ложкосоюза. К концу 1926 г. товарищество «Красильщик» объединяло в своем составе кустарей свыше 15 деревень – Глибина, Дурандина, Желтухина, Хрящей, Новопокровского, Ефимова, Мокушина, Виноградова, Сёмина, Скородумова, Трутнева, Роймина, Воротнева, Художихи, Пичугина.
В 1925 г. изделия хохломских художников демонстрировались на Международной выставке в Париже и были удостоены золотой медали. Именно с началом советского периода родился уже не промысел, а всемирно знаменитый бренд «Хохлома». В 1930 г. товарищество «Красильщик» было ликвидировано. На базе имеющегося промфонда и производственных кадров стало возможным организовать укрупнённую промартель «Хохломский художник» с центром в с. Сёмине. В 1931 г. уже семёновская артель «Кустарь-художник» переименовывается в артель «Экспорт» (очень много продукции продавалось за границу), впоследствии уже на базе «Экспорта» создаётся артель «Хохломская роспись». Так в 1930 гг. формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас: сёминский – сельский, и семёновский – городской. Эти центры отличались стилистическими особенностями и приёмами росписи. Выпускался большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, мёда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти были очень популярны и известны во всем мире. Большую лепту в подготовку художественных кадров для семёновского куста вложил педагог-художник Г.П. Матвеев. Он, в свою очередь, пригласил в г. Семёнов крупнейших мастеров-хохломичей из Ковернинского района. А.В. Красильников в своей книге «Золотая Хохлома» пишет: «В обучении семёновских рабочих на помощь пришли наши лучшие специалисты. Над семёновцами взяли шефство патриархи ковернинской росписи: Ф. Красильников и С. Красильников, Н. Подогов и Ф. Бедин. Они приезжали в Семёнов, показывали орнаменты и рисунки ковернинской школы «травной» росписи. Семёновцы значительно легче решили вопрос и с набором рабочей силы – свободных рук здесь было больше, чем у нас в сельской местности».Уже в 1930 гг. на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения. В 1945 – 1946 гг. на выставках прикладного декоративного искусства было представлено много работ художников Хохломы. Как и мастера других промыслов, они стремятся к созданию произведений, проникнутых духом патриотизма. В это же время мастера Хохломы пытаются ввести в растительный орнамент изображения гербов, эмблем, памятников архитектуры и даже портреты. В конце 1960-х гг. в Хохломе работают ещё и старейшие мастера. Из славной семьи трёх братьев Подоговых в то время был ещё жив лишь Никандр Григорьевич. Всем своим друзьям мастер дарит на память расписанные ложки: «Пишу не торопясь, по две штуки в день. Так стараюсь, чтобы человек ложку для аппетита держал». Расцвет хохломского искусства приходится на 1960 – 70-е гг. Вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для сервировки праздничного стола: наборы для компота и салата, для мёда, мороженого или ягод. Сверкающая золотом «общая» большая миска ставится в центре, а вокруг неё такие же, но маленькие. И к тем, и к другим полагаются большие и маленькие ложки. В 1961 г. артель получила статус фабрики, а в 1971 г. – производственно-художественного объединения. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему оставались «коренные» – фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино Ковернинского района и объединение «Хохломская роспись» в городе Семёнове Горьковской области.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В соперничестве двух школ росписи и прошёл весь советский период. Сёминские – сельские – художники остались верны «травному» орнаменту, хотя обогатили его многими новыми элементами, расширили красочную палитру. Тонкой послушной кистью мастер наносит на поверхность изделия мазки, похожие на удлинённые листья. Затем возле них делает более мелкие штрихи и мазочки – кустики и веточки. При этом художник весьма разнообразно чередует красные и чёрные листики так, что создается ажурный узор, а в просветах его сверкает золото фона. Семёновские – городские – художники тоже стремятся делать росписи как можно нарядней. Используют в своих работах разнообразные варианты травных узоров, мотивы лесных ягод, пышных экзотических цветов. В изысканно изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы; тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. Смотрите слайд-шоу: «Советская история хохломы». КРАСИЛЬНИКОВЫ: ДВА ВЕКА В ПРОМЫСЛЕ
Красильниковы – династия потомственных хохломичей, которые, быть может, ведут своё происхождение от самих родоначальников искусства хохломской росписи. Династия прославлена высокими достижениями мастеров, работавших во второй половине XIX и первой трети ХХ вв. Это, в первую очередь, Красильников Михаил Иванович, который получил награды за свои работы на выставке в 1882 г. в Петербурге и в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Пользовался известностью и Красильников Фёдор Фёдорович (1873 – 1940 гг.), участник выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде (На фото, на резном троне). Был популярен и Красильников Степан Фёдорович (1889 – 1937 гг.). Даже сама их фамилия имеет непосредственное отношение к промыслу: красильщик – тот, кто красит пряжу и ткани. Но он и маляр, красящий кистью.
В начале ХХ в. в династии Красильниковых родился и будущий летописец промысла, писатель Акиндин Васильевич Красильников. Пять поколений предков Акиндина Васильевича Красильникова занимались, как свидетельствует их фамилия, исконным хохломским ремеслом; сам он с четырнадцати лет работал на фабрике в Сёмино, которой руководили его дед и дядя. Но главную ему известность принесла книга «Золотая хохлома». Интересно, например, узнать, как деревенские мастера регулировали производственные отношения: «Между жителями различных деревень чётко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих – вырезали из дерева ложки, в четвертых – расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики». Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Так оно именуется в исторических документах XVIII – XIX вв. Не забыто это название и сейчас. Мастера объясняют его происхождение следующим образом: «Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. «Не работают они, а только кисточкой балуются», – говорили про нас, так и прозвали село – Бездели». Счастливая жизнь промысла продолжалась триста лет, а потом стали появляться тревожные симптомы. Оскудевали леса, хохломская посуда дорожала, а тут как раз появилась дешевая металлическая. Конец XIX в. вообще нёс угрозу для подлинного крестьянского искусства: открывались фабрики, которые безо всяких усилий тысячами штамповали те же самые ложки, на базарах вырастали груды пёстрых фабричных свистулек и обесценивались уникальные, ручной работы полхмайданские. Акиндин Васильевич историю промысла знал, как «отче наш»: «Много изменилось в промысле за время существования фабрик. Раньше ведь любой предмет обихода расписывали, не только посуду. В нашем доме – он двести лет простоял – была под крышей светёлка. Мой прадед расписал в ней все стены, от пола до потолка, и сундуки, и лавки. Мне помнится, тогда узоры были не только растительные, на донцах прялок рисовали и всадников с саблями, и девиц-красавиц с косой до пят». Ещё и в наши дни старейшие художники Хохломы помнят, как их учили писать рисунок: «Тесно не пиши – пускай каждый из цветов свободно и широко раскинет свои листья, как человек, которому живется привольно». На совках для муки обычно писали стебли, отягощенные плодами – рисунок, подсказанный уже давно забытой символикой урожая. ФЁДОР КРАСИЛЬНИКОВ И ЕГО «ЧАША»
С деятельностью Красильниковых – Фёдора и Степана – связано становление современного искусства хохломы, организация кооперативных артелей, строительство общественных цехов, выступления мастеров, работавших на родине хохломы, на выставках в Москве в 1936 году, в Парке культуры и отдыха, и в 1937 г. на выставке «Народное творчество», развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи.
Фёдор Фёдорович Красильников (1876 – 1940 гг.) – мастер хохломской росписи из глубинки. Родился и вырос в семье потомственного кустаря в деревне Бездели Семёновского уезда Нижегородской губернии. С шести лет обучался хохломской окраске в мастерской отца, Фёдора Ивановича (тот занимался заготовкой, вапил, олифил, лудил, лачил), а в возрасте 12 лет перешёл на обучение к своему дяде, Михаилу Ивановичу Красильникову, вместе с которым в 1896 г. участвовал во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Их работы были отмечены выставочной наградой и получением заказов. Мастер в течение всей своей жизни находился в постоянном поиске новых идей для росписи, неоднократно участвовал в различных выставках. В 1918 г. по предложению Георгия Петровича Матвеева Фёдор Фёдорович несколько месяцев работал в школе ХОД (художественной обработки дерева), созданной в г. Семёнове в 1917 г. В этот период он расписывал детскую мебель, создавая рисунки по мотивам произведений А.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о золотой рыбке»). В 1933 г. Фёдор Красильников принял участие в организации мастерской хохломской окраски в г. Горьком, взяв на себя техническое руководство окраской изделий. К январю 1934 г. мастерская была организована и поступила в ведение Трудовой коммуны НКВД, объединенные мастерские которой были переведены к осени 1934 г. в г. Городец. Но творческим венцом его работы стала знаменитая чаша (на фото). Когда смотришь на эту вещь и пытаешься определить её название, первое слово, которое приходит в голову, – «чаша». Слово старинное, многосмысловое. Сразу же вспоминается фраза из любимой сказки П. Бажова о каменном цветке: «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?». В принятой терминологии эту уникальную красильниковскую вещь стали обозначать словом «блюдо». По воле автора – Фёдора Красильникова – «блюдо» было передано в дар музею «Домик Каширина», который с 1956 г. стал филиалом Государственного музея А.М. Горького. В фондах этого музея оно бережно хранится и по сей день. Блюдо не единственный в Государственном музее А.М. Горького предмет работы Федора Красильникова. В 1938 г. им на заказ были выполнены эскизы обоев для комнаты бабушки в «Домике Каширина». Тот факт, что вещи Ф. Красильникова хранятся в музее, связанном с именем А.М. Горького, не случайно. Несмотря на довольно позднее время создания этих предметов (1938 – 1939 гг. уже после смерти Алексея Максимовича), их напрямую соединяет с Горьким сам автор – Фёдор Красильников, его личность, его судьба и творчество, с которым знаменитый писатель был знаком не понаслышке. В 1928 г. по инициативе и при содействии Хитровского, первого директора «Домика Каширина», Ф.Ф. Красильников расписал полный комплект обстановки для кабинета в подарок А.М. Горькому к его 60-летию. Подарок прибыл в Сорренто в конце лета 1928 г., когда А.М.Горький находился в Советском Союзе. А.М. Горький в своём письме Ф.П. Хитровскому так отозвался о подарке: «Чем мне отблагодарить Красильникова за хохломские изделия, которыми я ежедневно любуюсь, а итальянцы от них в восторге». В 1935 г. по инициативе Горького и под его редакцией вышел номер журнала «Наши достижения». В одном из очерков приводятся слова Горького, написанные под впечатлением от работ кустарей на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. «Из всех отделов выставки, – пишет он в «Беглых заметках», – для меня самым интересным является отдел кустарных производств, и меня, прежде всего, тянет к нему, потому что именно в этом отделе показывается доподлинная, оригинальная Россия, самобытно творящая и почти свободная от всяких влияний чужой мысли». КОВШ АЛЕКСАНДРА ТЮКАЛОВА
В конце 1960-х гг. Александр Георгиевич Тюкалов оставался одним из последних представителей ковернинского коллектива в Семёнове. Каждая расписанная им вещь своей красочностью и узорностью напоминает орнаменты Красильниковых, Бедина, Подоговых. Вот лишь один из эпизодов биографии мастера.
Александр Георгиевич Тюкалов, человек маленький, худенький, лет под пятьдесят, торопливо шёл по просторному цеху фабрики «Хохломская роспись» в г. Семенове. «Зачем это вызывает главный художник?» – думал Тюкалов. Главным художником фабрики в то время была Елена Флегонтьевна Сенникова, ученица Г.П. Матвееева. Именно к ней перешло художественное руководство артелью. – Саша, – сказала Елена Флегонтьевна, – очень важное и очень срочное задание. В Народный Китай едет советская делегация – работники художественных промыслов. Нас попросили подготовить хороший подарок для китайского народа. Такой, чтобы сразу видно: это настоящая Хохлома, со всеми её древними и богатыми традициями. Я советовалась с директором, и мы считаем, лучше всего сделать русский ковш. – А какой ковш? – спросил Тюкалов. – Конечно, «утушку», – сказала Сенникова. Форма «утушка» – одна из самых популярных в русском декоративном искусстве. Давным-давно кто-нибудь из отдалённых наших предков поразился, наверно, красотой и плавностью линий птицы – утки, гуся, лебедя. Изготовляя сосуд для воды, он постарался перенести красоту очертаний на изделие, даже и не думая копировать птицу. Просто ему хотелось, чтобы ручка его ковша отличалась той же прелестью, той же плавностью, что и шея изящной утушки. –Так, значит, решено? – спросила Сенникова, выжидающе глянув на мастера. ...О травке, о ягодках и разных других «семьях» узоров и думал Александр Егорович, когда направлялся в Семёновский музей хохломской росписи. Надо посмотреть на то, что своей удачей считали лучшие мастера. В Семёновском музее висит занятное панно Ф. Бедина: на клеёнке – узор из сосновых веток с прыгающими белками. Казалось бы, такая роспись не войдет ни в одну «семью» узоров, а между тем в ней чувствуется хохломская манера. Рядом – работы Семёна Юзикова, одного из первых хохломичей, перебравшихся в Семёнов. Но к юзиковской манере письма не лежала душа у Тюкалова: какая-то она колючая; каждая ветка, каждый виток смотрятся отдельно, да и однообразно всё это. Вот Иван Дмитриевич Смирнов – мастер более близкий по духу: недаром искусство хохломской росписи постигали одинаково; оба – Смирнов и Тюкалов – ученики Фёдора Красильникова. Фантазия у Смирнова богатая: то на блюде нарисует рыб среди хохломских трав, то диковинные цветы. В музее же в шкафах и на полках стояли сотни чашек, поставцов, блюд, братин, ковшей. К ковшам Тюкалов возвращался вновь и вновь. И мало-помалу в спорах с разными узорами и с самим собой рождался узор будущего ковша. «Форма вещи подсказывает, что это должна быть птица, – думал Тюкалов. – Но ведь птица может быть не простая, а та сказочная жар-птица, птица счастья, которую удалось поймать Иванушке. Наряд ей дам богатый, праздничный. Внутри сделаю «под фон», по-современному, а сверху пущу пламя Хохломы – ярко-красную краску». Он писал днём, когда в цеху работали и кто-то из девушек читал вслух «Очарованную душу» Ромена Роллана. Так уж здесь заведено: когда все работают, кто-нибудь из девушек читает вслух, и за это каждый расписывает «на её счет» ложку. Он продолжал писать и вечером, когда все разошлись по домам, и ночью, и утром следующего дня. Наконец, усталый, с запавшими глазами, обросший щетиной, но счастливый, отошёл на два шага от ковша, улыбнулся и сказал: – Всё! Как-то незаметно тихий цех наполнился людьми. Собрались, сгрудились и рабочие, занятые в смене, и рабочие, свободные от смены и откуда-то пришедшие, может быть, даже из клуба, вслед за Тюкаловым. И такое восхищение прочитал Александр Егорович в глазах у людей, за свою жизнь уже привыкших, кажется, к пламенной хохломской росписи!
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На протяжении веков мастера хранят и передают из поколения в поколение искусство «деревенской» хохломы. Федор Бедин, Архип Серов, Семён Юзиков, Степан Веселов, братья Фёдор и Степан Красильниковы, Николай, Никандр и Анатолий Подоговы, Иван и Алексей Тюкаловы вошли в истории искусства хохломы как её патриархи. Зачастую, род занятий оказывал влияние на имена и фамилии мастеров. Так профессия «красильщика» определила смену изначальной фамилии Онисимовых из деревни Бездели (ныне Новопокровское) на Красильниковых. В этой же деревне Бездели, получившей свое название от слова «безделка», поскольку крестьяне считали занятие «красильным делом» безделкой, а земледелие и скотоводство – серьёзным делом, родились знаменитые мастера хохломы А.М. Серов и Ф.А. Бедин. А мастера С.С. Юзиков, П.Ф. Распопин, И.Е. Тюкалов, И.Д. Смирнов и другие переехали в 1920-х гг. в город Семёнов по приглашению на работу в организованную там школу художественной обработки дерева. Смотрите слайд-шоу «Мастера Хохломы». ОСОБЕННОСТИ ХОХЛОМЫ
Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, чёрный и золотой, которые сохранились и поныне. Сложился и особый тип орнамента: «травка» – красные и чёрные стебли травы; «пряник» – ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный чёрной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» – цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» – изображение ягод и листьев. Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.
В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям: его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII в. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классический пример «верхового» письма – «травка».
«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград.
К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.
В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой.
«Кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Есть ещё одна важная сторона росписи. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Смотрите слайд-шоу «Особенности Хохломы». ЧЕМ ХОХЛОМА СЕМЁНОВСКАЯ ОТ СЁМИНСКОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ?
Семёнов предлагает более строгую роспись. Профессионалы говорят – по канонам писанную. Семёновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи «под фон». Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.
А Сёминская хохлома более тёплая, почти вся сделанная вручную. Ковернинские мастера любят придумывать свои сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись. И оттенок золочения в ковернинском производстве более тёплый. Сёминские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Мастера семинской фабрики любят писать растительный орнамент больше, чем «Кудрину». И не потому, что она сложнее по технике, а просто художники живут среди природы, вот и привыкает душа и глаз к приволью лугов, строгой красоте леса. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами. ТЕХНИКА ХОХЛОМСКОЙ ОКРАСКИ
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоёмка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки – так называемое «белье» – сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем.
Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешёвой полудой изделия и снаружи и изнутри. Тонко растёртым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная. Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор чёрной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; всё свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других – завиваются или бегут по кругу. Вероятно, ещё и в начале прошлого века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На округлой поверхности тулова уверенными и свободными мазками на чёрном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживлённый несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого ещё ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году – в ночь на Иванов день. ИЗГОТОТОВЛЕНИЕ ХОХЛОМЫ
Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельём».
Готовое изделие нужно еще раз хорошо просушить. Длительность сушки зависит от размера изделия и длится от трех дней до трех недель при температуре 22-28° С. Когда влажность древесины достигнет 6 – 8 %, сушка закончится. Если деревянная заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности белья могут появиться трещины, а лаковый слой может покрыться мелкими пузырьками. За несколько дней до конца сушки желательно поместить бельё в более тёплое место с температурой около 30° С. Просушенная заготовка пригодна к грунтовке. Разведённый до жидкого состояния вал нужно втереть в бельё с помощью тряпки. Грунтовка должна быть нанесена очень тонким слоем. Затем изделие просушивается в течение нескольких часов при комнатной температуре. После этого наносится второй слой и сушится уже около 10 часов. Высушенные изделия охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют. Олифление производится 4 раза. Для этого берут натуральную сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Её равномерно размазывают в ладонях рук и слегка протирают ими изделие так, как будто моют его. Первый слой олифы, нанесённый на изделие, просушивают примерно в течение 2 часов при температуре 22 – 25° С. Столько же сушат второй и третий слои. Четвертый, последний, слой наносится более густо, и сушку производят в печи при температуре 50 – 60° С. Необходимо внимательно следить за состоянием верхнего слоя. Нужно, чтобы олифа просохла, но не до конца и пальцы еще прилипали – такая стадия называется стадией мягкого отлипа. Лужение производят полудой, которую наносят с помощью специального приспособления – «куколки» на липкую поверхность олифы или лака. Мастера хохломского промысла имеют характерную позу при письме. Поэтому для удобства нужна небольшая скамеечка. Практически вся роспись ведётся на весу. Пролуженную заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, правой ведут роспись. Такое положение позволяет мастеру легко поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски, растворители, масло и другие материалы и инструменты, необходимые для выполнения росписи. Кисточку держат вертикально к расписываемой поверхности. Берётся она тремя пальцами почти у самого основания. На последние фаланги большого и указательного пальцев правой руки мастер кладёт кисть и придерживает её подушечкой большого пальца. Это позволяет вращать кисть во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию в тех местах, где еще не нанесена роспись. Кисть с тонким кончиком, поставленную вертикально, ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок. Это помогает движению ворса кисти, и элемент получается длинный и пластичный. В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Она должна быть свободна от локтя, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением серии штрихов или длинных мазков на сферических или цилиндрических поверхностях. Расписанное и просушенное изделие покрывается масляным лаком и закаливается в печи при температуре 270 – 300° С. Под действием температуры лак желтеет и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операция лачения повторяется несколько раз. Каждый раз лак наносится очень тонким слоем и хорошо просушивается.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай – и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Но вначале хохлома становится деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев. Смотрите слайд-шоу: «Изготовление хохломы». «ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»: ЦАРСКАЯ ПОСУДА ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ
Настоящей хохломой является продукция предприятий ЗАО «Хохломская роспись» в городе Семёнове и «Хохломской художник» в посёлке Сёмино Ковернинского района.
Сегодня ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Сегодня на предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе более 400 художников. Среди них В.К. Швецова, Т.В. Баранова, Н.И. Глинкина, Р.Н. Нечаева, Н.Н. Солоницына, И.А. Фролова, Н.В. Ушакова, С.А. Торопова и другие. Многие из них имеют почетные звания Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России. На фабрике работает много династий – семьи Швецовых, Афониных, Романовых, Тороповых. Они немало сделали и продолжают вносить заметную лепту в развитие хохломского промысла. На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну – ложкарю (на фото). Скульптурное изображение – это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая своё ремесло. Продукция предприятия поставляется на внутренний рынок, а также экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию, ЮАР, Данию и другие. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнёрами предприятия. В 1993 г. в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 г. иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области. На фабрике есть ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка – 2 метра 67 см и полутораметровая чаша. А также магазин, в котором по доступным ценам можно купить всё, что производится на фабрике. Ещё одно достижение хохломичей – ежегодный международный фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне. Адрес ЗАО «Хохломская роспись»: 606651, Нижегородская область, г. Семёнов, ул. Чкалова, д. 18 ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ И ПИТЬ ИЗ НЕФАБРИЧНОЙ ХОХЛОМЫ
По внешнему виду сложно отличить, какая хохлома выполнена по всем правилам, а какая поддельная. Но можно попытаться себя обезопасить: в магазинах и салонах, так же во время проведения ярмарок нужно спрашивать сертификат на товар. В сертификате должен быть указан адрес производства. Постарайтесь покупать хохломские изделия из Семёнова или Ковернинскую хохлому.
Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причём она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также солёных и кислых продуктов. Обращаем внимание на то, что каждое изделие должно иметь гладкую и ровную поверхность без вкраплений песка и пыли и должно быть тёплым на ощупь. Если Вы посмотрите на дно изделия, Вы, во-первых, должны увидеть фирменную этикетку, во-вторых, должны увидеть гладкую прокрашенную ровным слоем и качественно покрытую лаком поверхность. Чашки и миски, сделанные не фабричным способом, обязательно будут иметь изъян лакового покрытия. В кустарных условиях практически нельзя достичь гладкой поверхности лакового слоя – технология нарушена. По причине нарушения технологических процессов нельзя принимать пищу из таких изделий. Но, если вас интересует только сувенир на память, то это всё написано для вашего общего развития. МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
2 февраля 2009 г. в г. Семёнове начал свою работу Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома». Музей взял на себя функцию по сохранению и популяризации народных художественных промыслов. Уникальное, новое здание рассчитанно на одновременный приём 200 человек. Комфортные условия, просторные экспозиционные залы и мастер- класс позволят получить массу незабываемых впечатлений.
В зале «Истории хохломского промысла» можно познакомиться с истоками искусства хохломы, уходящими в далёкое прошлое. Тускло мерцает в стеклянных витринах потемневшие от времени золото чашек и поставков, которые в прошлом столетии были принадлежностью повседневного крестьянского быта. С недавнего времени поселился в воссозданной деревянной избе замечательный Семён-Ложкарь, выполненный руками нашей землячки, члена Союза театральных деятелей, главным художником Мурманского областного театра кукол Любовью Лавровной Пьянковой. Уже ко второй половине XIX в. ассортимент хохломских изделий отличался большим разнообразием, сложилась технология окраски, были разработаны основные типы орнамента. Излюбленными мотивами в росписи была традиционная «травка» – вьющаяся ветвь на золочёном фоне. Послевоенный период развития объединения «Хохломская роспись» дал новый виток развитию промысла. В экспозиции представлены столовые наборы, для ухи, окрошки, пельменей и т.п. Буйство золотого, красного и чёрного, создают праздничное настроение. Представлены работы художников – настоящих виртуозов хохломского искусства, в совершенстве владеющих всеми его секретами. Среди них – лауреаты Государственной премии им. Репина, заслуженные художники СССР и России, неоднократные участники международных выставок и аукционов. Признание уникальности и широкой популярности промысла выразилось в экспозиции «Царской комнаты». Уникальный набор из 240 предметов занимает центральное место. Каждое изделие увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы. Пышность и помпезность залу придаёт Царский трон. Стены зала украшают сюжетные панно, прекрасно сочетающиеся со стильной оригинальной мебельной линией, выпускаемой на предприятии. Современная мебель предстаёт как искусство, успешно сочетающее новаторство и традиции, современные технологии и рукотворность, качество, функциональность и эстетические достоинства. Адрес Музейно-туристического центра «Золотая хохлома»: 606651, Нижегородская область, г. Семёнов, улица Чкалова, 18-В ЗДЕСЬ ГОТОВЯТ МАСТЕРОВ «ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ»
Индустриально-художественный техникум, ранее «Художественный профессиональный лицей № 30», был создан на базе Семёновской школы художественной обработки дерева, открытой в 1916 г. по инициативе Нижегородского Земства.
Сегодня Лицей осуществляет подготовку специалистов для предприятий народных художественных промыслов. Среди его выпускников есть лауреаты премии имени И.Е.Репина, заслуженные художники России. Здесь учатся более 250 человек, которые сохраняют и преумножают традиции «золотой хохломы». Лицей является не только учебным местом, где от поколения к поколению передаются навыки от мастера к ученику, но и своеобразным инновационным центром, где рождаются новые идеи, проекты, технологии. При лицее создан уникальный музей, где собраны лучшие работы учеников. Студенты принимают участие в различных выставках, фестивалях, мастер-классах. На базе основного общего образования в лицее можно получить следующие профессии: художник росписи по дереву; мастер столярного и мебельного производства; обработчик художественнных изделий из дерева и папье-маше; резчик по дереву и бересте. В лицее есть общежитие. Адрес Индустриально-художественного техникума: 606653, Нижегородская область, г. Семёнов, ул. Чернышевского, д. 4 ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»: И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ, И ГОСТЕЙ ПОРАДОВАТЬ
В этом году в г. Семёнов на ежегодный Международный фестиваль народных художественных промыслов съехались представители семи зарубежных государств и делегации пяти республик и 12 регионов России. Начался фестиваль с того, что рано утром байкеры нижегородского мотоклуба с флагами фестиваля отправились от Чкаловской лестницы в г. Семёнов, организовав праздничную колонну. Часть мотоциклов была оформлена в стиле хохломской росписи, и после представлена для общего обозрения на одной из центральных улиц Семенова. Там же можно было увидеть, как расписывают хохломскими узорами лица девушек и автомобиль.
Это делала и работница художественного цеха ЗАО «Хохломская роспись» Татьяна Маслова. Она отметила, что научится хохломской росписи не сложно, если есть фантазия. «Основу хохломы составляет растительный орнамент. Все завиточки и цветочки делаются быстро и спонтанно. Сюда завиток, туда цветочек, а здесь бутончик, всё, как в природе. Я училась росписи на фабрике девять месяцев, но автомобиль расписываю впервые», – пояснила художница. На празднике присутствовало рекордное количество мастеров народных художественных промыслов – 600 человек. Мастера представили изделия хохломской и городецкой росписи, деревянную посуду из Заволжья, вышивку и гипюр из Чкаловска, казаковскую филигрань, холодное оружие из Ворсмы и Павлова и многое другое. На центральной площади города и прилегающих к ней улицах на время фестиваля «Золотая Хохлома» была организована большая выставочная площадка «Русь мастеровая», где были представлены лучшие изделия из бересты, кожи, соломки; вышивка; лоскутные работы; резьба по дереву; роспись по дереву, стеклу и ткани; домотканые половики; керамика; плетение из лозы; изделия гончаров и чеканка. В рамках фестивальной программы ЗАО «Хохломская роспись» провела День открытых дверей «Хохлома встречает гостей», где каждый желающий мог посетить фабрику, увидеть чудесное превращение обычного чурбачка в золотого хохломского лебедя, стать зрителем конкурса парикмахеров «Русская коса», фотовыставки «Хохлома вчера, сегодня, завтра» и приобрести изделия с выставки мастеров предприятия «Жар-птица – символ фестиваля». Жительница г. Семёнова Светлана Бушуева поделилась впечатлениями: «Рада, что у нас проходит такой фестиваль. Работ так много, что хочется и одно, и другое посмотреть, как делается, глаза просто разбегаются. Я сама занимаюсь вязанием, и тоже сегодня представила свое рукоделие на ярмарке». Сейчас Нижегородская область серьёзно развивает туристическую индустрию, опираясь, в том числе, и на народные промыслы. За последние годы в регионе построено три музейно-туристских комплекса: «Город мастеров» в Городце, «Золотая хохлома» и Музей народного быта – «Дом Семёна-ложкаря» в Семёнове. В Нижегородской области в отрасли НХП действует 25 предприятий, 25 индивидуальных предпринимателей, 2 центра ремёсел (Кулебакский район и Новинский центр Чкаловского района), Центр гончарного искусства Богородского района. * * * |
|
|