|
Нож по дереву. Богородский.
Демонстрационное видео резьбы по дереву богородским ножом фирмы Татьянка.
1.
Богородская игрушка
О Богородской фабрике художественной резьбы по дереву.
2.
Богородская резьба
Сегодняшняя программа посвящена богородской резьбе. Нам всегда очень тяжело слышать от героев наших программ, что у них нет продолжателей, нет учеников. В народе бытует мудрая поговорка: «Не нами заведено – не на нас и закончится».
3.
г. Сергиев Посад – город поделок.
Эта передача посвящена знаменитому «городу мастеров» Сергиеву Посаду и знаменитой богородской игрушке. Ведь Сергиев Посад – буквально столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.
4.
Богородская игрушка и скульптура
5.
Богородская игрушка
Сказки из глины и дерева. Богородская игрушка – единственный народный промысел, который ни в какие времена не знал упадка. Во все века славились движущиеся фигурки – «дергачи». И нынешние мастера делают их по старым традициям.
6.
О богородской игрушке
7.
Богородская игрушка. Часть 1.
8.
Богородская игрушка. Часть 2.
9.
Богородская игрушка. Курочки на кормушке.
Курочки на кормушке» – это игрушка с богатой историей: она забавляла детей еще во времена Пушкина и Лермонтова. Удивительные подвижные игрушки до сих пор производят впечатление настоящего чуда. Порадуйте и вы своего малыша.
10.
Богородская игрушка
11.
Нож по дереву. Богородский.
Демонстрационное видео резьбы по дереву богородским ножом фирмы Татьянка.
12.
Деревянные богородские игрушки.
13.
Богородская игрушка. Мастер-класс.
14.
Выставка богородской игрушки.
ИСТОРИЯ БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ
В 1595 г. село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В XV–XVI вв. крестьяне, крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар или «белье», который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками. Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII в. в Богородском занимались объёмной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Сохранилась запись и расходов жены Петра I Екатерины: «...куплено в Москве разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула...» Становление же промысла относят к концу XVIII– началу XIX вв. В середине XIX в. центр резного дела перемещается в Богородское, и промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А.Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П.Н. Устратова. Время 1840 – 70-е гг., по мнению ряда специалистов, – период расцвета богородского резного кустарного промысла. В XVIII в. богородская игрушка принимает самобытный характер. В XIX в. игрушка становится и скульптурой. После войны 1812 г. появляются красавцы-гусары, барыньки с болонками на руках под раскрытыми зонтиками. Не обошлось без влияния фарфоровых статуэток того времени. Создавались крохотные фигурки высотой 3 – 4 см., с модой того времени их называли «китайской мелочью». Это были статуэтки «кавалеров», офицеров, помещиков, монахов и монашенок, горожан. В 1913 г. в Богородском организована «Кустарная игрушечно-резнуя артель». Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А.Я. Чушкин и Ф.С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Однако скоро началась война, наступили годы разрухи и голода. Артель резчиков распалась и была восстановлена лишь после Октябрьской революции. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Резьбой в селе Богородское занимались, в основном, мужики. И это не случайно: работа-то с топором. Брал мастер круглое, ровное липовое полено и раскалывал его на четыре части. Из каждой части полена получалась одна фигурка. Называли такой кусок дерева чуркой или «балбёшкой», и поэтому богородских резчиков тоже называли «балбёшниками». После того, как вырезали лучшие, дорогие игрушки, оставалось немало отходов – поленьев с дефектами, обрезков дерева, так называемой щепы. И тогда мастера начинали резать дешёвый, «щепной» товар. Вырезали крестьянок, которые двигали руками – ловко рубили капусту , или игроков в карты, которые по очереди бросали карты на стол. Такой товар обычно не раскрашивали, и поэтому он назывался «серый». Смотрите слайд-шоу «История богородской игрушки». СОВЕТСКИЙ ЭТАП БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ
В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 г. была восстановлена артель «Богородский резчик», в ней продолжили свою работу мастера старшего поколения. Наряду с традиционной продукцией промысла, мастера артели создавали изделия, отражавшие новые условия жизни (на фото: работа мастеров артели «Богородский резчик», нач. 1920-х гг.). Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.
Следующее два десятилетия (1930 – 1950 гг.) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики – в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В ХХ в. сохраняются два направления: игрушка с движением и игрушка-скульптура. С конца 50-х гг. вновь оживилось творчество по созданию игрушек, причем в них находят разнообразное выражение события современности, такие, как освоение космоса, новое строительство, спорт и т.д. В 1960-х гг. большим успехом пользовалась остроумная игрушка резчика М.В. Барашкова «Медведь фотографирует обратную сторону Луны». Это была игрушка на кнопке, при нажатии на которую Мишка-космонавт подбрасывал к глазам лапу с фотоаппаратом, а лунный серп с человеческим профилем поворачивался к нему своей обратной дугообразной стороной. Богородчане также мастерски вырезают, коней с пышными хвостами и крутыми шеями. Один из старейших и талантливейших резчиков Н.И. Максимов выполнил прекрасную скульптурную группу на тему сказки Н. Ершова «Конёк-Горбунок» – «И под дудку дурака кони пляшут трепака». В 1970 – 1980-х гг. на Богородском фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы. Трудно пережил промысел и бурные события конца 1980-х начала 1990-х гг. Была бесконечная борьба за выживание: утрата традиционных рынков сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал тогда: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 г., немцев в 1941 г., погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза – любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам традиционного медведя. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Ведущие мастера промысла оставались верны традициям промысла. Заслуженный художник РСФСР Н.И Максимов создал замечательную игрушку – летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Далеко за пределами Московской области стали известны православные мастера – чудодеи Н.И. Максимов, В.В. Юров, С. Бадаев, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Смотрите слайд-шоу «Советский этап богородской игрушки». ИВАН СТУЛОВ: КЛАССИК БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА
Выразительна и лаконична богородская игрушка. Умелый резец легко и быстро извлекает из липовых и осиновых чурок занимательные человеческие и звериные существа: угловато-грациозного коня, настороженную изящную птицу, мешковатого медведя, неутомимых кузнецов, упряжку гордых коней, апатичную корову. В характерных и немногих порезках выражает мастер занимательное сходство своей игрушки с живым окружающим миром. Она пленяет непосредственностью, свежестью и выразительной простотой.
Вся эта суть богородского промысла нашла выражение в творчестве выдающегося мастера Ивана Константиновича Стулова. И.К. Стулов родился в 1902 г. в семье резчика, и детство своё провёл в селении, где, по словам матерей, «дети с ножом родятся», в постоянном окружении несложных, но ярких впечатлений традиционного резного искусства. Ещё будучи в сельской школе, мальчик получал от отца ежедневные задания по резьбе – отец готовил себе помощника и преемника. По окончании сельской школы мальчик был посажен на долгую работу по изготовлению несложных и дешевых сортов игрушечного «белья». Ему было 15 лет, когда молодой резчик стал творчески работать в артели, возникшей в 1910 г. В 1929 г. он поступает в Богородскую школу резьбы инструктором, а через два года переходит в общественную мастерскую в должность руководителя. Мастерская делает большие успехи. В 1932 г. И.К. Стулов поступает в лабораторию Института художественной промышленности в Москве. Его «Красная Армия» и «Колхозная бригада» сохраняют традиционные черты хорошо найденной формы сложной и подвижной игрушки, где реалистические моменты выражены в яркой декоративной трактовке, свойственной народной игрушке. Лаконичные детализирующие порезки экономно и выразительно характеризуют фигуры бойцов и колхозников. Вторая группа его произведений – «Чабан», «Охотник с тетеревом», «Соколиная охота» – уже отходят от примитивных форм игрушки, и представляют собой малую скульптуру статуарного типа. Образы, найденные мастером в дереве, сложны, индивидуализированы, реалистически обогащены. Будучи задуманы и воплощены в дереве, скульптуры артистически наследуют характерные приёмы народной резной техники богородского промысла. Сочетания гладко очищенного дерева с резной орнаментальной деталировкой, производственная продуманность всех формально-технических приёмов, острая реалистически-декоративная трактовка фигур, богатые формы, достигнутые сдержанными скульптурными средствами,– эта художественная простота, яркость и цельность выращены в недрах народного пластического мастерства. Однажды летом он жил у приятеля на даче под Москвой. Как-то в разговоре приятель, между прочим, сообщил, что собирается ставить два скворечника . – А давай-ка я их тебе вырежу, – предложил Иван Константинович. Он взял метровый липовый чурачок и вырезал старика-лесовика в старинной шляпе, с палочкой в руках, вход в скворечник – раскрытый рот старика. Потом Стулов сделал и старушку-лесовичку. Скворечники повесили высоко на две берёзы, и Иван Константинович восторженно рассказывал потом: – Ведь скворцы каждую весну дерутся из-за моих лесовичков. Там птицам теплее, чем в дощатых скворечниках, у них и птенцы раньше появляются. – И глаза у мастера блестели от радости. ЗВЕРЬ ТРЕТИЙ НОМЕР
В 1971 г. состоялась эта беседа с резчиком Богородской фабрики резных изделий. И сейчас, по происшествии почти полувека, понимаешь, какие тогда были уникальные люди – настоящие медведи, которых они с таким мастерством и любовью резали. Можете в этом сами убедиться.
Медведи окружали нас, но в их белых мордах не было жадности и злобы. Ещё медведи плясали под балалайку, и на балалайке тоже играл медведь. А два других, совсем уж чудно, резались в шахматы. Только деревянная ручка стамески тёрла мозоли на руке Василия Степановича. Сухой звук этот едва слышен был в комнатушке. В окне же – за «игрушечной» фабрикой, за белым развалом липовых бревён у дороги, а там за последним, отбившимся от села домом – нежились в солнце холмы. – умер отец, – сказал Василий Степанович без печали, – а мне годов – вот как пальцев на руке... Он ковырнул медведя, сидящего на ладони, но уже без интереса, самой маленькой стамеской. Не взял никакой стружки. «Готово. Сейчас поставит». Тринадцать генералов Топтыгиных уже сидели перед ним на столе, каждый в своих санях; теперь и этому нужны сани. – Когда жив был, мать лапки резала для зверя. А он тушки... У нас всех зверем зовут: медведь – зверь, и заяц – зверь, курица тоже. Который двигается – игрушка, нет – значит, будет скульптура... Чтобы не сидеть без дела перед мастером, я тоже взялся резать скульптуру. Это был зверь третий номер. В руках Василия Степановича медведь вылезал из белого дерева так легко, как будто всё, что делал старик, было только помощью зверю, на самом же деле тот давно уже тяготился своей деревянной тюрьмой и теперь вылезал сам, только что не ревел от радости. Морду ему помочь высунуть, лапы освободить, а тушка вроде бы даже готова, в заготовке видна. Старик строгал, но морда у медведя не менялась. По крайней мере, я не видел перемены. Зверь был такой, как те тринадцать. Я ещё раз вгляделся, как старик держит нож. Нож не прилипал к его ладони, большой палец левой руки помогал ему входить в дерево, но тут же отскакивал от ножа, как только лезвие готово было выйти из дерева, и опять наскакивал на нож, опять отпрыгивал – клевал нож, как клюв птицы. – Третий номер я год резал, – сказал он. Не думаю, чтоб он жалел дерево или укорял. Скорее, так вышло. – Липы здесь и никогда-то не было. Откуда ей тут? Рубили, конечно, – по садам. А в лесу её нет. Вон они, леса-то... Осина шла. А что осина? – вскинул он голову. – Не согласишься резать, а режешь. Иудино дерево. Желтеет, сохнет, чёртово дерево. Потом через всю игрушку трещина ползет. Скорей бы избавиться от такой игрушки! Он долго молча резал и сказал, не поднимая взгляда: – Липа белая... Вон она какая! За белой липой три человека ездили от фабрики постоянно. В прошлые годы возили из Горьковской области. Кончилась там, теперь с Урала. Когда начали резать в селе, никто не знает. Те, для кого народная игрушка предмет изучения, утверждают – это и причина, и следствие, – что начинается игрушка с изобилия поделочного материала. Это верно и с глиной, и с берестой. А в Богородском? То же самое с медведями. – Почему все-таки медведи? – спросил я Василия Степановича. – Все почти игрушки с ними. – Веселый зверь. Я лично для себя так думаю. – Как же, Василий Степанович, липы не было, а резали вон с каких времён. И медведи... Не водились сроду, а режут почти их только? – В сказках погляди, сколько их, медведей. И говорят про него. Не скажут, зверь – получеловек, полузверь. Он всем зверям зверь. Полетел наш Гагарин в космос, а мы уже игрушку ему сделали. БАЛАЕВ ФЁДОР СЕРГЕЕВИЧ
Предлагаем вам три, на первых взгляд, бесхитростные истории о судьбах резчиков богородской игрушки, которые все окончили Богородское училище, и после трудились на Богородской фабрике. Но в этих историях – портрет целого поколения мастеров, и,по их судьбам, можно сделать даже какие-то прогнозы, как же будет дальше развиваться промысел богородской игрушки.
Рассказывает Сергей Иванович Балаев, 1967 г. р.: Мой дед, Фёдор Сергеевич Балаев (на картине художника Комарова Евгения Ивановича, «Богородский резчик игрушки Балаев Федор Сергеевич», 1959 г.) был резчиком, входил в состав мастеров, которые в царское время организовали артель и добились открытия профтехшколы в Богородском. Отец тоже был резчиком, мастером с большой буквы, часто выставлялся в Москве и в области. Его братья, Алексей и Виктор, тоже резчики, однако Виктор потом постригся в монахи, служит в Сергиевом Посаде. Я закончил профтехшколу в 1985 г. резчиком 5 разряда. После армии вернулся на Богородское, на фабрику, работал мастером в ПТШ. Затем ушёл на «вольные хлеба», так как заработка на проживание не хватало. Семья – большая, два сына, оба резчики, дочь работает швеей. Младший сын тоже пошел по моим стопам – поступил в Богородское училище. Сейчас мы работаем на заказы, но получается это не регулярно. Прежде государство было заинтересовано в развитии народного творчества. А теперь мы никому не нужны, наши проблемы никого не волнуют. Настоящих мастеров остаётся всё меньше и меньше. Это же совсем другая категория людей. Сейчас, если научились немного резать, так уже считают себя мастерами. Возможно, наступит ещё время, и правительство возьмётся за ум. Суть в том, что народные промыслы – это олицетворение души народа. Вот Сталина все ругают, но ведь в самые тяжелые дни войны он со Сталинградского фронта вернул мастеров-резчиков в Богородское: восстановить и поддержать промысел. В это время в мастерскую заходит младший сын Александр, показывает отцу небольшое изделие, просит совета. Со мной приветливо здоровается, крепко жмёт руку. Чувствуется рука резчика. Кстати, резчиков можно определить по рукопожатию. С самого детства они приучены крепко держать ножи и стамески в руках. Даже у древних старух-резчиков очень крепкие руки. БОБЛОВКИН ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
Рассказывает Сидорова Валентина Васильевна, 1932 г. р.:
Мой отец – Бобловкин Василий Яковлевич был коренным жителем села Богородское, в музее фабрики висят его фотографии. Он был одним из организаторов богородской артели, за заслуги император России наградил его именными золотыми часами. Когда наступил голод, мама одна воспитывала семерых детей. Чтобы прокормить детей, ей пришлось продать именные часы. В 1955 г. я познакомилась с Василием Сидоровым. Сохранилась открытка с записью: «Мы с тобою встретились случайно, Познакомились шутя,Поженились в 1957 г. Наш дом стоял в том месте, где сейчас находится детский сад и строится новый храм. Мы с Василием работали сначала в артели, а потом на фабрике. Все заработанные деньги откладывали в мешочек, копили на постройку дома. Содержали коз, кур. Однажды пришли мы с работы, а нас встречают четыре начальника из дирекции ГАЭС. Просят в течение недели освободить дома и предложили квартиру на выбор в новом доме. Я сама ходила и выбирала квартиру по нраву. В новом доме мы живём более двадцати лет. Есть свет, горячая и холодная вода, отопление, «живи не хочу», все удовольствия. Сын Саша работает на ГАЭСе электриком, дочь Наташа вышла замуж и живёт в Петербурге. Василий Степанович семь лет преподавал в ПТШ. Затем мы вместе работали на фабрике резчиками, до самой нашей пенсии и далее. Продолжали сдавать продукцию на фабрику. Василий Степанович был очень хорошим резчиком, за что не возьмется, всё выполнит на «отлично». Валентина Васильевна повела осмотреть домашний «музей». Вот огромный орёл на шкафу. Размах крыльев более метра. Каждое перышко вырезано отдельно, словно живые, взмахнёт крыльями и полетит! А вот «Тройка с мишкой на санях». Так удивительно тонко обозначены каждый изгиб тела коней или медведя, сбруя, рисунки на санях. Сколько надо иметь терпения, умения, чтобы передать такую неподдельную живость сухому куску липы. Чувствуется рука истинного мастера. В музее фабрики много изделий Василия Степановича Сидорова. Со слов Сидоровой Валентины Васильевны записал Халилов Феликс. ШИПЕЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ: «ЛЮБЛЮ РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ»
Шипеев Николай Михайлович родился в 1940 г. После войны его отец вернулся с ранениями обоих ног, и вскоре умер. Мать осталась с четырьмя детьми – всех надо одеть, обуть, накормить. Когда открылась Богородская профтехшкола, старший брат Виктор и сестра Валентина поступили туда учиться. Мы, младшие, учились в школе в Выпуково. Весной 1952 г., когда река Кунья разлилась, и в школу стало опасно ходить, мама пошла к директору профтехшколы Василию Ивановичу Переверзенцеву и попросила принять меня в училище. Так я стал учиться в профтехшколе и одновременно в вечерней школе.
Самый первый учитель – Николай Егорович Левин, его вернули в школу со Сталинградского фронта. Второй курс вёл Егор Михайлович Шишикин, третий – Василий Константинович Шалаев, Николай Иванович Максимов, Николай Николаевич Бадаев. Окончил я профтехшколу с 6 разрядом резчика. Начал работать на фабрике с 1955 г., сначала неполный рабочий день в 4 часа. В то время было много хороших специалистов – Виктор Григорьевич Ерошкин, Виктор Сергеевич Шишикин, Виктор Никитович Пучков, Валентин Григорьевич Пучков. Мастером к нам был направлен после окончания Калининского художественного училища Михаил Фёдорович Баринов. Очень интересно было обучаться у мастеров того времени. Они были такими профессионалами! Допустим, у Николая Ивановича была хороша роспись, а у другого мастера – резьба. Так, постепенно, я набирался опыта творческого труда. Начал выполнять самостоятельно, то одну работу, то другую. После демобилизации год работал водителем, потом поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Там работал Александр Николаевич Зинин, он помог мне, как земляку, поступить в училище. Я показал ему свои работы, альбомы. В училище я пробыл пять лет. Дипломной работой была «Тройка» – «Праздник русской зимы». Защитил её на «отлично». Потом эту работу отправили в составе выставки в Японию, а на ВДНХ наградили серебряной медалью. Я сделал копию этой работы для музея Богородской фабрики. Следующие семь лет преподавал резьбу в Абрамцево. Вернулся в Богородское, где директором работал Тимофей Семёнович Ткачук. Мне хотелось самому поработать творчески. И так до самой пенсии, в 2000 г. И сейчас продолжаю работать, выставляюсь на выставках. Вступил в Союз художников России, мне присвоено звание Заслуженного художника России. Награждён различными медалями и наградами, получаю надбавки к пенсии. Дочь и сын окончили Абрамцевское училище. Дочь работает росписчицей, сын режет, в основном, «Морозиков», – это единственный товар в ходу. Со слов Николая Михайловича Шипеева записал Феликс Халилов. АЛЕКСЕЙ ДВОРНИКОВ: «ИГРУШКА НА ТО И ПРИДУМАНА, ЧТОБЫ УДИВЛЯТЬ И ВЕСЕЛИТЬ ДУШУ»
В тот день Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.) над Москвой-рекой плыла духовая музыка. На празднике народных искусств в шатрах-павильонах Центрального парка культуры и отдыха имени Горького показывали свое умение молодые народные мастера из всех республик страны. В павильоне РСФСР моё внимание привлёк резчик. На столике стояли уже вырезанные из светлого дерева скульптурки медведей, коней, птиц.
Работал он виртуозно. Резал с маху, на глаз, уверенно, строил объём будущей игрушки крупной рельефной резьбой и точно дорисовывал ее мелкой фаской. Стружки тонкие, почти прозрачные, как лепестки, падали к его ногам. И вот уже бока будущего мишки заиграли разными ритмами порезок, имитирующих шерсть животного. От этой встречи осталась запись в блокноте: «Алексей Дворников, резчик Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Обязательно съездить в Богородское». Вспомнился виденный в Русском музее огромный резной кит. На его спине стоит деревня: у колодца бабы с разговором, по косогору пасется скот, а пастушок, лежа на спине, играет на рожке. Так аллегорически изобразил свою деревню потомственный богородский мастер Александр Дмитриевич Зинин. Мастера долго искать не пришлось. Алексей Дворников сидел у окна в маленькой комнате на первом этаже Фабрики художественной резьбы по дереву. Мастерил лошадку для будущей композиции. Его жена, Таня Балаева, тоже резчица из семьи потомственных богородских мастеров. Федор Сергеевич Балаев, её дед, был известным резчиком, организатором первой здесь артели. Известно, что любой промысел держится на потомственных мастерах, а в Богородском испокон веков резали игрушки всей семьей. Вот и сейчас три брата Дворниковы режут здесь игрушку. – Отец наш всю жизнь плотничал, – начал негромко рассказывать Алексей, – и мы с детства дерево полюбили. ОСОБЕННОСТИ БОГОРОДСКОЙ РЕЗЬБЫ
Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. В богородской манере, то есть: сюжеты, взятые из жизни или из сказок, обобщенный, типичный образ, уверенные по форме работы, резали «единым махом». Отсюда приём резьбы в Богородском называют «маховым», то есть, выполняли резьбу без предварительных эскизов – смаху, отсюда возникло название «маховая резьба».
В основе каждого богородского изделия лежит трехгранник – то есть кусок, получившийся от раскалывания полена вдоль на 4 части. Мастера избегают излишней деталировки, придают форме обобщённый характер. Уже по готовой фигурке резцом или стамеской передают косматую шерсть медведя, расчесанную в мелких кольцах гриву коня, оперенье птиц. У мастеров-игрушечников было разделение: одни вырезали только зверей – «зверисты», другие – птиц, «птичники», «фигуристы» – людей. Для богородской скульптуры и резных игрушек из дерева характерны неокрашенная поверхность, трехгранные призматические формы, возникающие от расщепления ствола, и мелкая «порезка» вдоль волокон «прямыми фасками» – для этого использовали специальные ножи. Подобные приёмы получили на Руси название монастырская резьба. Основной материал для резки – липа. Если её нет, можно использовать осину и ольху. Самое главное – дерево должно быть хорошо высушенным. Сушка – дело очень хлопотное. С бревен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают – рука меньше устаёт. Рассматривая точёные или резные изделия из липы, почти не замечаешь её текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Так получается потому, что каким бы острым не был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой – на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определённого текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но, высохнув, она становится достаточно твёрдой. Липа и пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем несравнимой душевной близости и покоя. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится лёгкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет ещё сильнее. СТИЛЬ БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ
Игрушки интересны своей движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например «Кузнецы». Другие стояли на тумбочке с пружиной внутри – «Пряха», «Пляшущий мужичок» и др. Кстати, «кузнецы» были подарены знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену. Деревянные фигурки человека и медведя на подставке и с молотками в руках. А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы – медведь и человек – принимаются дружно стучать по наковальне.
Роден этих кузнецов хранил их у себя. А однажды, в 1910 г., во время визита к нему русских художников модернистов, он вытащил их и поинтересовался: «А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?». Ему ответили: мол, многие. Целая деревня под Москвой этим занимается. Очень удивился Роден: «Народ, который создал эту игрушку, – великий народ». И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают. Игрушка «Кузнецы стала символом промысла. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Другая «придумка» – противовес. На примере «Кур на кругу»: на круглой дощечке с короткой рукояткой укреплены по кругу курочки. Тельца укреплены неподвижно, а шейка с головкой закреплена при помощи деревянного шпенька в прорези туловища. К каждой шейке прикреплена нитка, конец которой пропущен вниз через отверстие в центре подставки. К концам нитей подвешена деревянная груша груз. Взяв подставку за рукоятку и слегка её раскачивая, раскачиваешь грушу; движение передается подвижным головкам курочек, и они начинают ритмично, но не одновременно опускаться и подниматься. При этом острия-клювы стучат по подставке: весело получается. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой – сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плёл лапти, лесоруб рубил дрова... На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с цветком в руке. Для каждого популярного сюжета и образа, привлекавшего внимание мастеров, отрабатывалась наиболее выразительная композиция, удобная для повторения и предельно экономная в отношении затраты труда; фигуры имели наиболее типичный силуэт, необходимые детали были тщательно отобраны, канонизирована техника резьбы фигурок от первичной обработки чурки до окончательной отделки. В ХХ в. медведя изображают с космическим спутником, с чистящим ковры пылесосом, трактористом, строителем, музыкантом, футболистом, штангистом и т.д. Много композиций с участием коней: «Конёк-горбунок», «Генерал Топтыгин» и др. Самый распространенный из человеческих фигурок образ крестьянина – работящего русского мужика. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже. Смотрите слайд-шоу «стиль богородской игрушки». КАК ИЗГОТОВИТЬ БОГОРОДСКУЮ ИГРУШКУ
Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием.
Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет. Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще – детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку «зарубают», т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения. Наметив в стадии зарубки основное положение и пропорции фигурок, мастер удаляет с помощью стамесок лишнее количество древесины и уточнял детали. Эта стадия называется «задолбка». Сначала используются крупные стамески. Прорабатываются все объемы, окончательно срезается лишняя древесина. При изготовлении некоторых фигур (например, коней, лосей, оленей, некоторых фигур человека и т.д.) на этой стадии прорабатываются формы частей изделия (например, ноги животных, руки человека и т.д.), при этом образуются воздушные пространства между какой-либо частью фигуры и корпусом фигуры или постаментом. За счет этого композиция смотрится интересной и более сложной. Следующая стадия обработки фигуры – это обработка поверхности изделия при помощи богородского ножа. Сначала ведётся работа «на крупных фасках». В процессе этой работы ножом срезаются порезки от стамесок, фигуре придаётся чёткая форма, напряжение, толщина всех элементов фигуры после этой стадии больше не изменяется, она определяется до конца. Дальше идёт работа богородским ножом «на мелких фасках». То есть разбиваются крупные фаски на более мелкие, изделие «заглаживается», но не становится гладким (если его не шкурили), мелкие фаски сохраняются. Последняя стадия обработки изделия – это «описка». Она производится мелкими стамесками. На этой стадии прорезаются глаза, волосы, описывается шерсть, складки на одежде, орнаменты и т.д. Изделие полностью зачищается от мелких стружек, приобретает законченный, доведённый до конца вид. Если композиция многофигурная, то отдельные её элементы (фигуры людей, животных, деревьев и т.д.) крепятся на общий постамент при помощи шипиков и клея ПВА. Сам постамент тоже расписывается с торца травкой, а его поверхность может быть гладкой или её можно «зарябить» крупной стамеской под травку. Постамент обычно имеет традиционную форму «горбушки». Впрочем, используют так же форму вытянутой трапеции, если это композиция «Тройка», или прямоугольную форму, если это многофигурная композиция, где фигуры располагаются в ряд. Если выполняется просто отдельная фигура (например, барыня, гусар, колхозница и т.д.), то фигура обычно вписывается в треугольник. Это позволяет рационально использовать древесину. Весь процесс резьбы (кроме зарубки) выполняется за верстаком. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Ещё одна интересная деталь процесса резьбы: вся резьба, на любых стадиях (кроме зарубки), происходит с наличием на коленях у резчика чистого полотенца. Особенно это важно на стадии мелких фасок и описки. Липа – очень светлое дерево и быстро пачкается. Грязная работа смотрится неаккуратно, снижается её качество. Поэтому на последних стадия обработки изделия рекомендуется брать фигуру полотенцем. Так же всегда должна быть возможность вымыть руки с мылом. Чем чаще, тем чище будет работа. Смотрите слайд-шоу «Как изготовить богородскую игрушку». БОГОРОДСКИЙ НОЖ
Без «богородского» ножа и не было бы богородской резьбы. Этот нож ещё называется «щучка». Нож с прямым коротким клинком. Применяется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготовляется мастером-резчиком под себя.
Поэтому богородский нож лучше сделать самому. Найдите кусок стали. Идеальным вариантом у резчиков по дереву считается полотно механической пилы (пилят рельсы этой пилой и подобные железки). Марка стали особой роли не играет. Что Р6, что Р9, что Р6М5 или уж совсем хитрая Р3АМ3Ф2, особо не важно. Всё это прекрасный материал. Толщиной эти полотна обычно бывают 1,8:2,3 мм. Ищем нужных размеров кусок полотна. Купить можно полотно на любом строительном рынке. Ещё нужна пара пластин липы или берёзы: ровно строганных и сухих. И нужен клей «ПВА» или любой другой твердеющий клей для дерева. Можно и эпоксидную смолу. Клей «Момент» и подобные не подходят, не держат они склеенный шов. Начинаем точить клинок. Размеры клинка и хвостовика выбираем оттого, что будем делать этим ножом. Если грубо строгать деревяки, то клинок делаем побольше –70 – 90 мм. Если деликатные работы, то поменьше, 30 – 60 мм. Хвостовик: сколько не жалко, столько и оставляем. На хвостовике с помощью точила или болгарки делаем кучу «зубов», выемок или как ещё их там обозвать. Это послужит хорошим крепежом в дереве. Затачиваем клинок, бритвенная заточка клинка будет способствовать мягкости реза, и клинок не будет вязнуть в дереве. Лезвие затачиваем и правим до состояния бритья волос (используем собственное тело). После заточки клинок обматываем бумагой и изолентой, чтоб не порезаться при монтаже и обработки рукоятки. К одной из деревянных пластин прикладываем хвостовик и обводим карандашом контур хвостовика. В пластине выдалбливаем паз, глубиной равный толщине клинка. Клинок, после вставки в деревянную пластину, не должен выступать. На склеиваемых плоскостях дерева с помощью острого кончика ножика наносим сетку для лучшего проникновения клея. Жирно мажем клеем, вставляем клинок в паз, и прижимаем вторую пластину. Всю эту конструкцию стягиваем струбцинами или зажимаем в тиски до полного высыхания клея. Для «ПВА» это обычно сутки. Когда клей высохнет, ручке предаём овальную в сечении форму. Размер сечения каждый может подобрать под свою руку, как удобно будет держать, так и правильно. Аккуратно шлифуем ручку, но без фанатизма, зашлифовывать до состояния «как у кота» не нужно. Пропитывать маслом или какой-нибуть другой гадостью, типа цианокрилата, так же не нужно, пусть древо питает пот от руки. Богородских ножей полезно иметь несколько штук, разных размеров и с разными углами заточки. Для резьбы используются стамески плоские, полукруглые, круглые, уголок, трубочка. ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ ПРОМЫСЛА: ФАБРИКА БОГОРОДСКОЙ РЕЗЬБЫ
В православном сердце России, там, где г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи стоит село Богородское – родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. В традициях промысла, в кирпичное здание вделан портал: резная деревенской изба с фирменными деревянными кузнецами на фронтоне – двери в Богородскую фабрику художественной резьбы по дереву.
Предприятие ведёт преемственность от артели «Богородский резчик», основанной в 1913 г. Ещё в 1960 г., в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику. На фабрике сейчас несколько основных направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка, матрёшка. В сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба. Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. В настоящее время ЗАО «Богородская Фабрика» единственный легальный производитель изделий богородского народно-художественного промысла. Предприятие зарегистрировано в художественно-экспертных советах Московской области и Российской Федерации. Большинство изделий, выпускаемых предприятием, отнесено экспертами к изделиям признанного художественного достоинства. В производстве изделий Богородской фабрики доля ручного труда составляет практически 100%, благодаря этому даже массовые изделия носят ярко выраженный индивидуальный характер, присущий авторским работам. Выпускается более 500 наименований изделий игрушки и скульптуры. Большую поддержку и помощь оказывает Богородской фабрике ОАО «ГИДРОСТРОЙ». Одной из важных составляющих социальной политики фирмы является благотворительная деятельность. В рамках проекта Загорская ГАЭС-2 налажено тесное взаимодействие с администрацией «Городского поселения Богородское», где территориально размещается центральный офис компании. Результат его уже почувствовали учащиеся дошкольных и школьных образовательных учреждений поселка. Генеральным спонсором фабрики, за период совместного сотрудничества, отремонтированы и оснащены необходимым оборудованием музейные залы и вспомогательные помещения, а так же запланировано проведение ряда фестивалей, посвященных истории и развитию художественного промысла. Ведущими мастерами фабрики являются Паутов С.А., Дворников М.Я., Польский И.М., Ахматзиаев М.М., Глушенков О.В., Муравьев Д.В. , которые опираются на хранимые веками традиции, разрабатывает и выполняет новые образцы игрушки и скульптуры. Адрес Фабрики богородской резьбы: 141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д. 79 Б. МУЗЕЙ БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ: ЗДЕСЬ ВЗРОСЛЫЕ СТАНОВЯТСЯ ДЕТЬМИ
Фабричный музей богородской игрушки образовался в начале 1980 гг. Теперь в музейную экспозицию входит более трех тысяч экспонатов. Игрушки и скульптуры богородской художественной резьбы по дереву располагаются в 2-х залах. В первом зале представлены игрушки начала и конца ХХ в. Во втором зале представлена современная экспозиция изделий, которые с 2000 г. пополняют музейные фонды. В музее можно познакомиться с историей возникновения промысла, с основными приёмами и стадиями резьбы богородских резчиков. Зоркая наблюдательность, фантазия, юмор – характерны для богородских мастеров. Убедительная реальность в передаче фантастических образов, сказочная поэтизация действительности делают богородское искусство резьбы по дереву ярким, впечатляющим и роднят его с русской народной сказкой, пословицами, лубком. Оказавшись в фабричном музее-магазине, вновь чувствуешь себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнены игрушками и деревянными скульптурами. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней – круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой – тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки.
Вот почтенный посетитель, не выдержав, постучал молоточками кузнецов, «поклевала» курочками, «покормила» зайчика морковкой... Одна дама долго раскачивала баланс «кота-рыбака», а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залилась счастливым смехом. За развлечениями посетителей с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник. – У нас многие «впадают в детство», – рассказала Наталья. – А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать – проблема, хочется потрогать и купить сразу всё. Для маленьких детей наши игрушки – самые лучшие: приводишь игрушку в движение – развивается рука, и грызть можно – дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден. На сегодняшний день, квалифицированными гидами и экскурсоводами музея проводится ряд интересных экскурсионных программ. Проведение экскурсий и мастер-классов по предварительной записи:КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В музейной экспозиции выставлены старинные экспонаты авторов: Чушкина А.Я., Пронина А.А., Зинина Л.А., а также современные работы: «Крестьянский двор», «Чаепитие» авт. Польский И.М.; «Бурёнка», «Лихой ямщик» авт. Глущенков О.В.; «Будни», «Во поле береза стояла» авт. Паутов С.А.; «Карусель» авт. Михайлов О.И.; «Три богатыря» авт. Лазнев Г.А. и многие другие. Смотрите слайд-шоу «Музей богородской игрушки». ГДЕ СТАТЬ ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРОМ
Богородское художественно-промышленное училище одно из уникальных учебных заведений, находящихся на территории Сергиево-Посадского района. В прошлом году училище, а теперь это художественно-промышленный техникум, ставший не так давно одним из филиалов Высшей школы народных искусств, отметил свой 100-летний юбилей. В 1911 г. местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 г. Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 г. на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.
За 100 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла. В 2010 и 2011 гг. Богородский художественно-промышленный техникум признан победителем в конкурсе «100 лучших средних профессиональных учебных заведений России». В 2011 г. – в дополнительных номинациях «Лучший профильный техникум», «Лучший в области международного сотрудничества». Директору присуждено звание «Директор года -2011» , а техникум стал ещё и лауреатом Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2011» Старейшее учебное заведение России, сохраняющее русские национальные традиции резьбы по дереву, готовит мастеров по следующим специальностям: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ». СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: Художественная обработка дерева. Художественная роспись по дереву. КВАЛИФИКАЦИЯ: Художник народных художественных промыслов. Адрес Богородского художественно-промышленного техникума: 141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, БХПУ «БОГОРОДСКАЯ ПОЭМА»
Выставка «Богородская поэма» была посвящена 100-летию со дня основания Богородской артели, с учреждением которой связано развитие и становление промысла. Этот промысел можно назвать уникальным явлением российской культуры с более, чем 300-летней историей. На выставке «Богородская поэма» было представлено более 170 разнообразных игрушек, хранившихся в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Гости события увидели такие знаменитые творения богородских мастеров, как «Прогулка короля Людовика», «Медвежья свадьба», «Ступени человеческой жизни», «Как мыши кота хоронили» и многие другие.
Посетители выставки увидили более 170 образцов богородской резьбы XIX – XX вв. из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Гости события увидели такие знаменитые творения богородских мастеров, как «Прогулка короля Людовика», «Медвежья свадьба», «Ступени человеческой жизни», «Как мыши кота хоронили» и многие другие. Символом промысла до сих пор считается серия «Мужик и медведь», в которой «Кузнецы» стали первой подвижной игрушкой. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди стучат молотами по наковальне, стоит только подвигать планку. Традиционной считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись дети еще в конце XVIII в. Выставка стала прекрасной возможностью продемонстрировать новому поколению национальную историю и традиции на примере понятного им мира игрушек, а также позволила взрослым окунуться в мир детства. На выставке были представлены масштабные композиции начала XX в.: «Прогулка короля Людовика», «Ступени человеческой жизни», «Медвежья свадьба», «Как мыши кота хоронили», а также такие известные работы, как «Лебедь, рак и щука», «Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем», «За мир», «Космос освоен», «Тройка». Значительную часть выставки составляют работы богородских династий XIX-XX вв. – Стуловых, Зининых, Ерошкиных, Пучковых, Бадаевых – и мастеров В.Т. Полинова, М.Я. Дворникова, Н.М. Шипеева, М.И. Смирнова, Н.И. Максимова, А.А. Пронина, М.Ф. Баринова, Н.Е. Левина, В.К. Шалаева, П. Баландина, Н.Н. Бадаева и других. * * * |
|
|