Народные промыслы | Елецкие кружева  
Елецкие кружева
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937 г.), Брюсселе (1958 г.), Монреале (1967г.), Осаке (1970 г.). В 1994 г. на выставке в Москве елецкие кружева удостоены золотой медали. Всего же «елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках. Лучшие образцы работ елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы.
Коклюшки. Усть-Илимск
В Усть-Илимске возрождают старинный промысел: плетение елецкого кружева. Плетут, как и положено, на коклюшках. В результате получаются не только изящные воротнички, салфетки и перчатки, но и сохраняется традиционная женская добродетель: терпение.
Сортировать:
по популярности
1. Елецкие кружева и история г. Ельца  
2. Елецкие арабески  Короткометражный фильм о елецких кружевах
3. Елецкие кружева на европейский манер  
4. Елецкие кружева  
5. Кружево на коклюшках  Плетение и вязание кружева. Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток. Общим видом всех видов кружева является ажурный узор, образуемый разнообразным переплетением нитей.
6. Кружевное путешествие  Чарующее елецкое кружево привлекает иностранных путешественников. Австралийцы преодолели 15 тыс. км., чтобы полюбоваться елецким кружевом.
7. Фестиваль «Золотые кружева России», Елец.  Межрегиональный фестиваль «Золотые кружева России» впервые прошёл в г. Ельце, в нём приняли участие более 100 мастериц со всей России. В рамках фестиваля «Золотые кружева России» был организован конкурс «Традиционное кружево в современной одежде».
8. Коклюшки. Усть-Илимск   В Усть-Илимске возрождают старинный промысел: плетение елецкого кружева. Плетут, как и положено, на коклюшках. В результате получаются не только изящные воротнички, салфетки и перчатки, но и сохраняется традиционная женская добродетель: терпение.
9. Ивлев Андрей. Песня «Кружево елецкое»  
10. Любимая вышивка кардинала Ришелье и элементы коллекции недели высокой моды в Париже  Увидеть процесс создания сказочных елецких кружев, познакомиться с производством и, вероятно, выбрать свою будущую профессию – такую возможность девятиклассницам школы № 1 имени Михаила Пришвина предоставила фабрика «Елецкие кружева».
КАК ПОЯВИЛОСЬ КРУЖЕВО
Слово «кружево» впервые появляется в русской летописи XIII в. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252 г.) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись, http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm). В духовной грамоте XV в. говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503 г.) упоминается:

 «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII в., где кружевоплетение появилось во второй половине XVI в. (до этого были известны лишь шитые кружева).
Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетёнными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.  Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева являются дыры – просветы – разных диаметров между нитками, которые и образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Оно используется также для украшения женского нижнего белья.
В России кружева делали уже в первой четверти XVII в. Сначала из золотых и серебряных нитей – для нужд царского двора, а когда научились плести из льна с шёлком, из хлопчатобумажных нитей, кружевоплетением занялись в монастырских мастерских, в помещичьих усадьбах.
Кружевными изделиями славились Торжок и Калязин, Рязань и Вологда, Елец и Михайлов. И у каждого центра были свои особенности. Так, елецкие кружева имели всего лишь четыре элемента узора, которые располагались на прозрачном фоне, похожем на тюлевую сетку или ажурную решётку. Это делало их необычно лёгкими, воздушными.
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В 1996 г. в ходе археологических раскопок в  г. Ельце, на Красной площади близ Вознесенского собора, обнаружены фрагменты плетёного кружева из серебряной нити. Его датировали XVII – XVIII вв. Но вопрос о точной дате возникновения кружевоплетения в Ельце остаётся открытым.  В книге В.М. Фалеевой описана прошва с вышитой под ней надписью:

«сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» (на фото).

Автор относит надпись не к кружеву, а к расположенной ниже вышивке. Но считает, что эта надпись позволяет датировать и кружево не позднее 1801 г., а наличие редкой сетки и изображение оленя (древний герб г. Ельца.) говорят в пользу елецкого происхождения вещи.
Официальным годом рождения елецкого кружева считается  1813 г., когда в имении князя Куракина была создана первая мастерская с  80-тью  мастерицами.  А уже в 1873 г. на выставке в Вене  елецкое кружево получило мировое признание.
Сам кружевной промысел возник в середине XIX в.  в среде   государственных крестьян –  потомков  служилых людей. К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город, и император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 г. уравнял его в торговых правах с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел.
Сперва женщины занимались плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках готовили шнур, так называемый «гарус», который шёл на отделку солдатских мундиров. С изменением армейской формы спрос на гарус упал. Его место заняло кружево. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.
Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные орнаменты. Местные мастерицы ещё в первой половине ХIХ в. создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решёток, отличающих  елецкое  кружево от вологодского и рязанского.
В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков жёлтоцвета получали жёлтую краску, из полевого василька – голубую.
Домашнее ремесло превратилось в целую отрасль кустарной промышленности: в 1867 г. кружево в Елецком уезде было важным видом отпускной торговли.
В самом городе Ельце мастериц было немного, хотя городские мещанки являлись лучшими плетеями. Наиболее развито оно было в семи ближайших слободах – Суворовской, Ламской, Воронецкой, Верхнее-Дрезгаловской, Становлянской, Казацкой и Соловьёвской. За ними как бы второй пояс – Стегаловская, Афанасьевская, Извольская, Большебоевская, Каменская. Третий пояс – Ястребинская, Предтеченская, Богатоплатовская, Сергиевская, Краснопаленская и Чернавская.  В конце XIX в. елецкое кружевное производство по своему объёму  занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870 – 1880  гг. По числу занятых в промысле мастериц в 30300 человек и объёму продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 г. Занимались кружевоплетением и в подгорном Знаменском монастыре.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Есть ещё и народное предание возникновения елецкого кружева:
«В церкви батюшка сказывал: очень давно напал на наш Елец бусурманин Тимур с войском несметным. Много защитников полегло. Но последние стояли крепко, хоть кругом дым, смрад. Дышать и то тяжело
ну прямо настоящий ад. Хотят держаться, но силы уже на исходе. И тут будто даровал господь предводителю ельчан кольчугу невиданную: лёгкую, как пух, и не пробиваемую ни копьём, ни стрелой калёной. Воодушевились тут защитники, вслед за предводителем ринулись на врагов. А бусурмане подумали, что восстали посечённые христиане и, ужаснувшись, отступили от разрушенного города. И люди потом в благодарность всевышнему за спасение от гибели стали плести кружево, которое сетчатым узором напоминает ту чудесную кольчугу». Как бы то ни было, а елецкое кружево на самом деле напоминает  чудесную кольчугу – смотрите слайд-шоу.
Источник: http://club-3t.ru/cat_18/600-post600.html
В 1873 г. на Всемирной выставке в Вене елецкие кружева впервые предстали пред взорами жителей Европы. Изделия елецких кружевниц сразу привлекли всеобщее внимание и удостоились высокой оценки специалистов.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Конец назеркального полотенца (узор «сливочки»). Конец XVIII в., Орловская губерния, г. Елец. «Сливочки» – один из любимейших элементов елецких узоров, в данном случае, самый ранний из известных.
Источник: http://www.diclib.com/cgi-bin/d.cgi?p=%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE&page=search&l=en&base=bse&prefbase=&vkb=&category=cat1&st=&diff_examples=#.U6FvjChKrIV
Елецкое кружево. Оплёт носового платка и мерное кружево. Лён. XIX в. Музей народного искусства. Москва.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Полотенце назеркальное. Начало XIX в. Елецкий конец назеркального полотенца состоит из прошвы шириной 14 см., узорных шёлковых лент и узкого металлического края. Мотив оленя появляется крайне редко (изображения оленя входит в герб города Ельца).
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Край (узор «гречишка с цветом»). 1880 гг. Численное кружево выполняется без предварительного технического рисунка, сколка, когда кружевница по памяти повторяет движения коклюшек (их всего несколько пар), выплетая одновременно и фон, и узор.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Оплет носового платка (узор «мелкотравное»). 1880 г. В середине XIX в. сцепная техника плетения была завезена в г. Елец, и елецкие мастерицы разработали ещё один способ кружевоплетения, парносцепной.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Край (узор «проёмный»). 1880 г. Кружевоплетение распространилось по всему Елецкому уезду в радиусе 30 км. Однако самые лучшие плетеи были все-таки в городе, а среди них особенно выделялись мастерицы Знаменского монастыря на Каменной горе.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Осваивая сцепную технику, мастерицы сочиняли оригинальные узоры. К их числу относится «проёмный» край, лучший и самый ранний образец сцепных елецких кружев.
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Край для полотенца. Начало XX в., Орловская губерния, Елецкий уезд.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st015.shtml
Оплет носового платка. XIX в. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе – как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция, богатство игры светотени в елецком кружеве не имеют себе равных.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Оплет носового платка. 1880 г. Самый красивый оплет назывался «черепушкой». Зубцы заполнены вертикальными цветочными ветками, в промежутках – девяти – и четырехлепестные розетки, вдоль кромок протянута цепочка мелких «колёс».
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/186589.html
Елецкое кружево. Образец 1916 г. Тонкость, рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России.
Источник: http://elets-history.ru/kraev/kister/statii/krug/index.htm
Курьезным можно считать факт продажи елецких кружев под видом привозного заграничного кружева типа «валансьен», настолько высоко было их качество. Это же бельевое кружево продавалось за границей уже с названием «русский валансьон».
Источник: http://fund.cyrillitsa.ru/history/14764-russkaya-garmoshka.html
Гармоника Елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона.
ЕЛЕЦКИЙ «ВАЛАНСЬОН»
Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Семья елецких дворян Стаховичей широко известна своей ролью в культурной жизни России. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. Семья  Стаховичей внесла значительный вклад и в развитие народного прикладного искусства – художественного кружевоплетения.
В 1891–1892 гг. в эти неурожайные и голодные годы для крестьян Елецкого уезда А.А. Стахович оказывает помощь 30 тысячам елецких кружевниц.  Как и в Казаках, кружевницы 20 сёл получили заказы на изготовление изделий по «бесплатным» сколкам. Стаховичи скупали первосортные белые тонкие и шёлковые кружева и поставляли их на кустарные склады в Москву и Петербург.
В 1892 г. в Паленском имении Стаховичей Надежда Александровна Огарёва, сестра А.А. Стаховича, открыла частную школу кружевниц. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц.
В 1893 г. в селе Свишни помещица Мария Ивановна Колпенская в своём имении открывает профессиональную школу кружевниц на 30 крестьянских девочек от 10 до 14 лет. Все девушки были на полном обеспечении школы. Школа М.И.  Колпенской одновременно на 16 – 20 тысяч руб. ежегодно скупала и сдавала качественные изделия на кустарный склад в Петербурге. Школа была приёмным пунктом и опекала кружевниц более 20 сёл, принимая заказы от взрослых кружевниц, помогала им повысить квалификацию. Не случайно свишенские и паленские кружевницы стали с 1900 до 1916 гг. лучшими мастерами Елецкого уезда по производству кружев «елецкий валансьон».
Кружевные изделия Паленской и Свишенской школ, мастериц-художников Знаменского монастыря, кружевной товар, созданный руками и талантом всех елецких кружевниц, получили рекламное название «елецкий валансьон». Елецкий валансьон – это не только вершина мировой славы елецкого кружева и елецких кружевниц, но и показатель расцвета елецкого кружевного промысла на рубеже XIX– XX вв.
В Европе на внешнем рынке славился французский «валансьон». Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения.
Вид кружева «елецкий валансьон», прежде всего, производился из тонких, разноцветных шёлковых, льняных и бумажных ниток № 140-160, так называемой паутинки. В особых заказах и узорах использовались канитель, золотые или серебряные нити. Здесь многообразие узоров и прозрачность фона сочетались с игрой света, красок и блеском металла.
Особенность изделий этого вида кружев в том, что его узоры, мотивы и композиции располагались на свободном прозрачном фоне лучистой елецкой тюлевой сетки. Этим достигалась легкость, изящество изделий, а кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, живописностью орнамента и прочностью.
Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 г.  был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона руб.
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО: РЕВОЛЮЦИИ И ВОЙНЫ
В 1880 г. в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. Накануне первой мировой войны их стало больше сорока тысяч. В годы первой мировой войны кружевной промысел пришёл  в полный упадок. К началу Великой Октябрьской социалистической революции производство елецких кружев было почти прекращено.
Но елецкое кружево  устояло в вихре революций и гражданской войны. В  1921 г. в г. Ельце  возникло товарищество кружевниц. В 1930 г. организован Елецкий союз кружевниц. Елецкие кружева, как и прежде, стали получать мировое признание. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 г. – в Нью-Йорке.  Как же удалось возродить практически угасший промысел?
Организация кружевного промысла проводилась путем кооперирования, которое началось уже в 1918 г. В 1924 – 1925 гг. в Ельце был создан специализированный промысловый союз, который руководил кружевными артелями. К 1933 г. в 32 артелях состояло около 20 тысяч мастериц.
При союзе кружевниц в 1928 г. организуется школа кружевниц по подготовке инструкторов и мастеров кружевоплетения (на фото: занятия кружевниц в школе).  В 1939 г. после двухлетнего перерыва она вновь была открыта, но с начала войны прервала свою деятельность, хотя и ненадолго.
За время своего существования школа выпустила сотни мастеров, многие из которых стали прославленными кружевницами. Среди них художники Александра Архиповна Дерюгина, Александра Ивановна Севрюкова, техник-копировальщик лаборатории Мария Федоровна Целых, заведующая базой Мария Яковлевна Федюнина, бракеры Лидия Николаевна Каверина, Роза Петровна Скрылева, мастер лаборатории Тамара Семеновна Овсянникова, председатель артели «Красный Октябрь» Варвара Евдокимовна Маркова, заведующая производством артели «Искра» Нина Николаевна Федотова и многие другие.
Елецкий промысел в первые годы Отечественной войны  практически прекратился. Когда фашисты захватили Елец, артель была уничтожена. Известно, что Дарья Николаевна Матюхина, местная мастерица, спасла «инструменты кружевоплетения», благодаря чему после войны народный промысел восстановили.  А в  1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстанавливается  Елецкий профсоюз кружевниц. В нем насчитывалось 7 артелей, позже – 23. Артели охватывали сёла – Плоское, Красное, Чернаву, Долгоруково, г. Задонск.
Своими достижениями в обновлении художественного богатства елецкого кружева  промысел был обязан золотым рукам многих тысяч сельских и городских мастериц. Среди них особое место принадлежит знаменитой кружевнице лавской артели «Труд» Дарье Николаевне Матюхиной.
ДАРЬЯ МАТЮХИНА: КРУЖЕВНИЦА ОТ БОГА
Дарья Николаевна  родилась и выросла в с. Крутое Елецкого района. Кружевоплетением  занималась с раннего детства, с 8 лет. В 1894 г., когда ей было 20 лет, изделия крестьянской девушки вызывали восхищение специалистов, мастеров и художников. Она была кружевницей от бога, художником и исполнителем своих неповторимых изделий. Пытливая девочка быстро переняла от бабушки и матери уменье перевивать пары коклюшек, навешивать их на рисунок-сколок. Дарьюшку приметили в селе как лучшую кружевницу. Любой узор, хоть в 50 пар, из тонкой нитки вмиг сработает, а мать отнесёт его в Елец на рынок и продаст. А если будет невмочь идти в город, сдаст местной скупщице-торговке.
Пленительные картины родного края вдохновляли юную мастерицу. «Звёздочки», «речки», «луна», «ромашки», «незабудки», орнаменты из веток, мотивы плодородия («булочки», «блины») – все эти узоры исполнялись с неповторимым изяществом. Кружевница применяет парную и парносцепную технику. Она сложнее сцепной, но зато дает возможность выплести любой трудности рисунок.
Чтобы воплотить в жизнь задуманное, ей приходилось в работе использовать рекордное количество коклюшек, до 500 пар. Дарья Николаевна художница-самородок, она автор и исполнитель своих работ и произведений, созданных художниками. Д.Н. Матюхина первая из елецких кружевниц удостоена Диплома первой степени, её изделия экспонировались на всех отечественных и зарубежных выставках, конкурсах, смотрах, а сейчас занимают достойное место в Историческом музее народного творчества в Москве, в Русском и Этнографическом в Санкт-Петербурге, в Сергиевом Посаде. В Елецком краеведческом музее целый отдел посвящён елецкому кружеву, есть там и бюст Д.Н. Матюхиной работы Поповой-Беляевой.
С 1950 г. в Елецком Союзе кружевниц развернулась работа по выпуску крупных кружевных изделий обновлённой сцепной техникой. В кружевных артелях и Елецкой школе кружевниц организовывали курсы для обучения сцепной технике плетения кружев.  Созданием рисунков и сколков для крупных штучных изделий занимались А.Г. Петрова и П.Г. Петрова – уроженки г. Ельца. Им принадлежит заслуга обогащения художественных особенностей елецкого кружевоплетения достоинствами сцепной техники и приёмами вологодского кружевоплетения. К ним присоединились молодые художники: Г.А. Молчанова, В.И. Григорьева, К.П. Шрейдер, окончившие МПХШ им. Калинина.
ПОЛИНА И АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВЫ: КРУЖЕВНИЦЫ С РОЖДЕНИЯ
В 1950  гг. началась творческая работа П.Г. и А.Г. Петровых, проработавших до того некоторое время в Вологде и активно включившихся в развитие елецких кружев.
Полина и Александра Петровы родились и выросли в селе Пальна-Михайловка, бабушка и мать – потомственные кружевницы – дни, а зимой в долгие вечера проводили за плетением кружев, и сестры, как зачарованные, следили, как из тонкой нитки получались «гулюшки», «жучки», а то и словно настоящие «речки». Сначала Елецкая профтехшкола, затем Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина и как результат – дипломы специалистов по кружеву. Александра едет работать в Вологодский кружевной союз ведущим художником, Полина приезжает на такую же должность в Елец. С 1945 г. сёстры снова вместе в Ельце.
П.Г. Петрова создавала образцы рисунков для мерных кружев, воротничков, накидок, дорожек, покрывал. Её художественный почерк хорошо известен и полюбился многим.
Рисунки Петровой для мерных кружев отличаются мелкими геометрическими формами, разнообразными переплетениями, с чередованием ажурных с более плотными. Они свидетельствуют о большом композиционном искусстве и зрелости мастерства художницы. Произведениям Петровой свойственны стилистическое единство, строгость, цельность, простота и нарядность, необычайная выразительность и декоративность.
Её  работы по достоинству оценены на многочисленных конкурсах и смотрах, состоявшихся у нас в стране и за рубежом. На Всероссийском смотре-выставке изделий народных художественных промыслов в Москве в сентябре 1960 г.  Полине Георгиевне присуждён Диплом первой степени (на фото: скатерть Полины Петровой, 1953 г.).
Автором ряда орнаментальных и тематических работ является её сестра – А.Г. Петрова (Оболенская). Сёстры Петровы  вводят сцепную технику кружевоплетения, ведут творческий поиск своего, елецкого направления в крупных штучных изделиях. В пятидесятых годах  елецкое кружево увидели  Международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе.
Елецкие кружевные изделия 50-60 гг. XX в. характеризуются своим стилем, оригинальным художественным почерком, самостоятельными «елецкими» приёмами плетения и формами художественной выразительности. Например, в послевоенные годы елецкие мастера с помощью новых приёмов плетения добились объёмности отображения художественных форм и рисунков, игры света и теней, а в вологодских и кировских кружевных изделиях рисунки и художественные формы оставались плоскими. Всё это является творческим вкладом елецких художников, мастеров, кружевниц в историю русского кружевного дела и художественного всероссийского прикладного искусства. Елецкое кружево послевоенного советского периода стало одним из ярких выражений подлинно народного художественного творчества в искусстве и культуре.
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.
Елец стал одним из самых крупных центров кружевного производства в СССР. Комбинат художественных промыслов снабжает своей продукцией 95 городов Советского Союза. Елецкий Союз кружевниц стал самым большим предприятием Ельца по численности работающих и по объёму произведённой продукции. В 60-70-х гг. XX в. кружевницы и художники создали наибольшее количество уникальных художественных изделий. Кружевницы производят более 200 наименований всевозможной продукции.
С 1954 по 1964 гг. Елецкий Союз кружевниц принимал участие в 40 Международных ярмарках и выставках в Праге, Нью-Йорке, Дели, Гаване, Пекине и Мехико. На внешнем и внутреннем рынках значительно повысился спрос на кружевную продукцию, которая перестала быть предметом роскоши.
Елецкий кружевной промысел продолжал активно развиваться. Особенно знаменательны были 60-е гг., когда на Международной выставке в Москве было представлено 238 конкурсных работ, которые были награждены дипломами, денежными премиями и медалями, а Е.А. Шпакова, главный художник и кружевница А.П. Колчева были награждены орденами Ленина. За уникальные работы были награждены золотыми и серебряными медалями П.Е. Петрова, В.И. Григорьева, М.Ф. Целых, М.Д. Саввина, А.И. Севрюкова.
В 1960 г. на Всемирной художественной выставке изделия елецких кружевниц в Нью-Йорке были награждены большой золотой медалью за высокое качество изделий и ассортимент.
В чем причины устойчивого развития кружевного промысла в 60-80-х годах? Во-первых, елецкие кружевницы, мастера и художники внесли огромный вклад в художественное богатство, технику и технологию русского древнего кружевоплетения. В художественных мастерских Елецкого Союза кружевниц была создана новая технология упрощённого плетения парного и многопарного плетения кружев, когда с небольшим числом пар коклюшек можно было выполнить любой сложный узор. Но это было первым шагом елецких мастеров к изобретению новой технологии и техники парного сцепного плетения.
В 70-80-х гг. основным мотивом елецкого узора остается цветок на стебле с листьями и цветами из пяти-семи лепестков. Главным направлением развития художественного стиля были цветочно-природные мотивы. Кружевницы и художники создавали морозные, звездные и цветочно-растительные мотивы и композиции. Сохранились традиционные особенности елецкого кружева: «скань» по контуру узора, различная плотность полотнянки и большое многообразие красивых решеток фона.
На фото: художники, мастера и кружевницы 1970 – 1980 гг. 1-й ряд, слева направо: Прохоренко А.И., Шпакова Е.А., Петрова П.Г. 2-й ряд, слева направо: Рогачёва Н.А., Ершова Л.А., Пальчикова К.Г., Колычева А.П., Шурова К.Н., Дорошко Н.П., Николаева А.Д., Васенкова М.Д.
ФИРМА «ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА»: КРАСОТА И НЕПОДРАЖАЕМЫЙ СТИЛЬ
В 1960 г.  был основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 г. – ПО «Елецкие кружева». Сейчас – ЗАО «Елецкие кружева».
В 1970 г. на Международной выставке в Японии (г. Осака) елецкие кружевные изделия были награждены золотой медалью и дипломом за качество и разнообразие продукции. Впервые за всю историю развития кружевного промысла елецкие кружева, мастера и художники были награждены правительственными наградами: Шпакова Е.А., художник А.Н. Прохорина и кружевница Клокова орденами Ленина; Жукова Н.С., Григорьева В.И. – орденами Трудового Красного Знамени; кружевница З.К. Архипова – орденом Трудовой Славы; художник П.Г. Петрова и кружевница З.П. Ванина – орденом «Знак Почета». В 1972 г. промысел первым в городе получил право выпуска кружевной продукции со Знаком качества. На Всесоюзной выставке народного хозяйства (ВДНХ) елецкий промысел имел свой павильон.
Современная фирма «Елецкие кружева» – это сотни кружевниц, работающих как в цехах, так и на дому, это новые декоративные решения и технологические приёмы. Нынешний ассортимент продукции  «Елецких кружев» – около 200 наименований. Сюда входят и строчевышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Выполняют ельчане и индивидуальные заказы.
Предприятие активно и плотно сотрудничает с 60 регионами России, ближним зарубежьем, постоянными партнерами здесь считают как минимум 200 торговых предприятий. Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева» не случайно: в активе предприятия – более 30 дипломов и почётных грамот и  две  золотые медали за качество.
Сейчас  елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция  из цветного кружева. Елецкие кружева, как и встарь, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и, в свою очередь, дарят им ощущение молодости, сообщают  красоту и неподражаемый стиль.

Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Карла Маркса, д. 22
Телефоны: 8 (47467) 2-02-05, 8 (47467) 2-02-13, 8 (910) 742-11-22
Факс: 8 (47467) 2-17-21
E-mail: el-kruz@yandex.ru
Сайт: http://eletskruzheva.ru

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
В старинном  здании фирмы «Елецкие кружева» время точно  остановилось. Как  и полвека назад, когда сюда въехали кружевницы, звучит мелодичный напев коклюшек. Лишь добавился шум громогласного цеха машинного производства. Рядом дизайнер разрабатывает модель будущего изделия и отрисовывает сколки, так называется на профессиональном языке технический рисунок. При этом на изготовление простенького женского воротничка уходит в среднем три или четыре рабочих дня по 7– 9 часов в день, а на создание более сложного рисунка – недели и даже месяцы!  Какое же оно, «елецкое кружево» и кто его плетёт? Смотрите слайд-шоу.

Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/6826-Yelyetskim_kruzhyevam_nye_strashni_finansoviye_krizisi_i_ryeiidyerskiye_zahvati.html
Директор ЗАО фирмы «Елецкие кружева» Ю.П. Сосов. Предприятие успешно отпраздновало 210-летие кружевного промысла Ельца. Сегодня на ЗАО «Елецкие кружева» работает 230 человек и около пятидесяти надомниц.
Источник: http://www.tourprom.ru/country/russia/elets/attraction/kombinat-eletskie-kruzheva/
Кружевницы на центральной площади города празднуют юбилей кружевного промысла г. Ельца.
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/10360-Lipyetskaya_oblast.html
Знаменитая кружевница Светлана Бондарчук, преподаватель кафедры дизайна и художественной графики ЛГПУ. В её кружевных пальто ходила Людмила Зыкина, Неелова заказывала кофточки, а с Вячеславом Зайцевым создавала коллекции кружевной одежды.
Источник:http://www.elradm.ru/?page_id=860
Известная кружевница из д. Казинки Елецкого района В.Д. Киселёва. Мастерству училась у своей бабушки. Научила уже свою внучку, и та, живя в Москве, демонстрирует столичным сверстникам «елецкий шик».
Источник:http://www.elradm.ru/?page_id=860
Елецкая кружевница из с. Черкассы В.И. Бурдакова. Любимому делу посвятила всю жизнь, в её трудовой книжке одна запись – кружевница. Много лет проработала в должности заведующей объединением «Елецкие кружева».
Источник: http://www.elradm.ru/?page_id=860
Кружевница И.А. Питюкова из с. Архангельское. Кружевному делу обучалась в училище №30 г. Ельца. Сама преподавала в Архангельской сельской школе кружевоплетения.
Источник: http://www.elradm.ru/?page_id=860
Семья Закатиловых из с. Воронец продолжает традиции лучшие елецких кружевниц. Рукоделием в семье занимаются мама Галина Викторовна и дочери Диана и Анна. В 2012 г. стали победителями Межрегиональной выставки «Звенят коклюшки над узором» (г. Елец).
Источник: http://eletskruzheva.ru/category/novosti/
В фирме «Елецкие кружева» широко применяется и машинное производство кружевных изделий.
Источник: http://eletskruzheva.ru/category/novosti/
Вот так плетётся машинное кружево.
Источник: http://eletskruzheva.ru/category/novosti/
По утверждению мастеров, эти машины – уникальные, единственные в России, плетущие кружево.
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: панно Герб г. Ельца.
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: салфетка.
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: жилет
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: топ
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: зонт
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: шарф
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: пальто
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: жакет
Источник: http://eletskruzheva.ru/foto/
Фирменные изделия фирмы «Елецкие кружева»: скатерть
Источник: http://eletsvalenki.ru/photo/
На фабрике освоили производство валенок-тапочек.
ФИРМА «КРУЖЕЛЬ»: НАРЯДИТЬ ЕЛЬЧАНОК В ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА
Несколько лет назад  Наталья Иркабаева  Даудова вела успешный бизнес в Ташкенте, где у неё было свое ателье. За честь одеваться у местного кутюрье считали весьма уважаемые люди столицы Узбекистана. Но однажды всё перевернулось с ног на голову. На русский язык было наложено табу, а русскоязычному населению практически указали на дверь.  Иркабаева собрала вещи и отправилась в Россию. Исколесив страну с запада на восток, она неожиданным образом оказалась в самом ее центре – в небольшой елецкой деревеньке с поэтичным названием Рябинки.
Да и сам город Елец, по собственному признанию Натальи Даудовны, оказался ей близким по духу, где она и устроилась на работу. В фирме «Елецкие кружева» Наталью Иркабаеву приняли начальником экспериментальной лаборатории. За те короткие полгода, что она здесь проработала, ею была  создана полновесная коллекция вещей, которую с восторгом приняли на выставках-показах всероссийского уровня. Но на самом предприятии начались перебои с зарплатой, Наталья Ирбакоева решила попробовать открыть собственное дело. Администрация города предложила выделить кредит.
Сейчас под руководством Натальи Иркабаевой – шесть кружевниц, две швеи плюс подающий, по словам директора, большие надежды модельер-конструктор –  выпускница факультета дизайна ЕГУ имени И.А. Бунина Светлана Киреева. Местные власти выделили  ещё и субсидию в триста тысяч рублей, на которую были закуплены швейные машинки и ткани. А затем из мэрии поступило предложение и о создании производственного кооператива, развивающего брендовый елецкий народный промысел.
Сегодня самый сложный этап в развитии «Кружели» позади. Мастерство кружевниц и качество их продукции уже широко известно, есть заказы. «Мои идеи понравились художнику по кружеву Светлане Бондарчук,– говорит Иркабаева. – Мы начали сотрудничать, результат совместной работы нравится покупателям в самых разных городах, куда мы приезжаем в качестве участников выставок-продаж».
А ещё директор поделилась планами дальнейшего развития своих предприятий. Осознавая, что кружевная одежда – удовольствие по карману не многим, Иркабаева делает ставку на наряды с элементами кружева и на создание костюмов – «трансфор­меров», где каждый элемент становится взаимозаменяем. Колье и пояса, другие аксессуары из тонкого кружева не крупноформатны, а значит, будут доступны и весьма демократичны по цене.
Наталья Даудовна призналась, что пока её основной покупатель – это житель крупных городов России, а не как не провинциального Ельца. И диалог с клиентурой выстраивается только в формате ярмарок-продаж. Но, быть может, и в наш техногенный век найдётся старой купеческой «закваски» бизнесмен, готовый коммерчески продвигать рукотворную красоту елецкого воздушного кружева. Встреча с таким человеком для мастериц из «Кружели» была бы весьма кстати.

Адрес  производственного кооператива «Кружель»: 399770, г. Елец, Липецкая область, ул. Советская, д. 61
«СВЕТЛАНА» В КРУЖЕВАХ ОТ «КРУЖЕЛИ»
В обыденной суете, отправившись со списком необходимых покупок по магазинам, мы зашли в знакомую каждому ельчанину  «Светлану». Здесь, как и в советское время, можно купить пуговицы, носки или колготки. И тут – такое! – небольшой уголок магазина превратился не то в музей, не то в выставку-сказку. Не сразу понимаешь, что это – всего лишь вещи: кофточки, воротнички, пелеринки. Тончайшее елецкое кружево, его волшебство завораживает и останавливает взгляд.
– Что приглянулось? – спрашивает меня продавщица за прилавком, улыбаясь, рассказывает о каждой вещи что-то краткое, но особенное, подобно продавцу-антиквару, который хранит неведомые никому секреты.
И все здесь необычно: и эта продавщица-фея за прилавком, знающая секреты (архитектор по образованию, нашедшая призвание в белоснежных узорах), и эти хитросплетения орнаментов, и этот крохотный кружевной зонтик, и белоснежная кошка – в кружеве  на подушечке.
Оказывается, тут обустроились творческие изделия кооператива «Кружель», расположенного неподалеку. Ассортимент очень необычный, можно часами разглядывать узоры кружев, а можно и купить себе или в подарок близким что-то из этой сказки и носить в прибавок с совершенно замечательным настроением. Здесь можно выбрать любой воротничок и тогда старое, но любимое платье заиграет новыми красками, а можно купить милую крестильную рубашечку новому ребёнку в вашей семье. Есть и накидки,  что, несомненно, украсят женщину любого возраста, и косыночки, так нужные сейчас в жаркие дни. Каждый сможет найти для себя что-то красивое, хоть бы и просто носовой платочек, салфетку или кружевной сувенирчик.
Кооператив «Кружель» составляют 17 человек.  Это мастерицы, из которых выделить кого-то нелегко. Наталья (та самая фея, что является и продавцом, и председателем кооператива, и художником, выполняющим эскизы будущих изделий и много ещё чего) говорит, что все они все талантливы и трудолюбивы. Ведь трудоёмкость – неотъемлемый спутник воплощения красивых вещей из кружева. «Над этой накидкой пять мастериц кропотливо работают месяц», –  раскрывает секреты Наталья.
«Кружель» радует ельчан и гостей города своим полезным творчеством чуть более 2 лет, за это время  приняла участие и в разных классических и креативных российских выставках и показах. Кроме кружевной одежды, кооператив предлагает шитьё из льна и других натуральных материалов. Такие костюмы и платья удачно впишутся в гардероб любой женщины и особенно порадуют любителей эко – и фолк-стиля. В одежде от «Кружели» в любой ситуации будешь чувствовать себя уместно и комфортно. Лен, один из древнейших материалов для шитья, удачно сочетает в себе сразу всё: «дышащая» ткань защищает от жары, а в прохладный день приятно согревает. К тому же, этот материал долговечен, поэтому, потратив на себя 2 – 3 тысячи, модница со средним достатком не будет разочарована.
Ассортимент изделий из кружева и льна (так же с обязательной кружевной отделкой) продолжает самые лучшие старинные традиции и, в то же время, очень современный. Любой человек найдёт тут что-то свое, что понравится или станет удачным подарком. Эскизы кружев и моделей одежды исполняет художница Светлана Анатольевна Бондарчук. Воплощение её фантазии пользуется спросом у именитых звезд. К примеру, узоры, придуманные Светланой Анатольевной, украшал накидки заслуженной певицы России Людмилы Зыкиной, её образ так и ассоциируется с кружевом. Совместно с известным дизайнером Вячеславом Зайцевым елецкая художница воплотила творческий проект.
Однако у кооператива есть и проблемы, первейшей из которых Наталья называет реализацию: в период кризиса люди логично задумываются о «хлебе насущном», и тогда кружевной промысел остаётся в стороне, нет финансирования. Также есть свои трудности в привлечении молодежи к сохранению традиций прошлого, ведь самой молодой кружевнице 34 года. А елецкие кружева – один из брендов, как сейчас модно говорить,  г. Ельца, славятся они и в России, и за рубежом.
Если мы заглянем в историю, будет любопытно узнать, что вплоть до начала XX в. каждый ребёнок умел плести кружева, практически в каждом елецком  доме были коклюшки и подушка для плетения. К примеру, весьма искусно плели кружева дети из большой многодетной семьи, в которой родился композитор Тихон Хренников. Сегодня мы можем увидеть  искусство кружевоплетения в Музее народных промыслов и ремёсел на мастер-классах.
Впрочем, приходите в магазин «Светлана», что расположен на  улице Мира, в центре древнего города, и там, в скромном отдельчике, для вас откроются все секреты кружевной сказки.

Адрес ООО «Светлана»:  399774 , Липецкая область, г. Елец, ул. Мира, д.121
Тел: 8 (47467) 2-43-20
ОСОБЕННОСТИ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Елецкие кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является лёгкость стиля и тонкие, изящные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа.  В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. Основные виды узоров – «елецкий край» и «шашки», также популярностью пользуются «гречишка» и «жемчужная». Часто встречаются и такие виды узоров, как «узенькая перевенька», «пустушка» и «сливочки». «Сливочки» применяются постоянно в различных вариациях кружева.
В орнаменте Елецкого кружева распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий – в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов – розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной.
Елецкие кружевницы делали очень много различных вставок, которые вшивались в скатерти и покрывала. Удовлетворяя запросы моды, они выплетали всевозможные накидки, пальто, митенки, а также шарфы и косынки (чаще всего чёрного цвета), особенно любимые ельчанками.
Елецкие кружева  более тонкие и лёгкие, чем вологодские.  Полотнянка, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решётка елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань всегда делается из 3 ниток, из которых плетется основное кружево и проходит по краю полотнянки и сетки. В Ельце часто штучные плечевые изделия (блузы, жилеты) составляют из мерного многопарного кружева.
Тонкость, рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России. Оно никогда не имело в торговле своего подлинного названия, и только его музейные собрания свидетельствуют о мастерстве елецких кружевниц.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Неповторимый облик  елецкого кружева, основывающихся на природных мотивах, ведёт свою историю с давних лет. Мастерицы работают в сцепной технике плетения, когда одна орнаментальная тесёмка сцепляется с другой с помощью крючка. Так выполняются даже самые сложные детали. За многовековой опыт работы техника сцепного кружевоплетения достигла своего совершенства.  Качество нитей также играет роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в елецком – качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити. Предлагаем посмотреть слайд-шоу «Особенности елецкого кружева».

Источник: http://fashionstylist.kupivip.ru/text-9125-eleckoe-kruzhevo
Елецкое кружево – это разновидность русского кружева, выполняемого на коклюшках, большей частью из белых катушечных ниток. Характерны геометрические и растительные орнаменты на фоне ажурного плетения.
Источник: http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-2/
Источник: http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-2/
Источник: http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-7/
Источник: http://elets-history.ru/kraev/kister/statii/krug/index.htm
В елецких кружевах популярны местные узоры, например, «елецкий край», непрерывная цепь ромбов с разным заполнением, «гречишка» и «жемчужка» и т.д.
Источник: http://wedding.ua/glossary/name-596
В елецком кружеве преобладают мотивы снежинок или морозных узоров. Основные виды узоров – «елецкий край» и «шашки», также очень популярны «гречишка» и «жемчужная». Встречаются также «узенькая перевенька», «пустушка» и «сливочки».
Источник: http://рполе.рф/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Многопарное кружево. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек (палочек с выемкой на конце для наматывания нити), и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.
Источник: http://www.kruzhevoeltsa.ru/photo.htm
Изящная ажурная салфетка из елецкого кружева выполнена в классической технике: плотные элементы узора сочетаются с ажурными.
Источник: http://www.kruzhevoeltsa.ru/photo_2.htm
Елецкие кружевные салфетки, скатерти, шали, косынки и другие изделия могут компоноваться из геометрических элементов, к примеру, ажурных квадратов или прямоугольников.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st019.shtml
Салфетки, скатерти, панно имеют особую елецкую композицию. У елецких кружев даже в одном изделии разнообразные решётки – это тоже типичная особенность этих кружев. Кружевницы любят рельефный рисунок и часто используют толстую контурную нить.
Источник: http://rodonews.ru/news_1379928656.html
Плетётся кружево на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шёлковой (а с середины 20 в. и синтетической) пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
http://www.skdnt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199:-q-q&catid=50:2012
Узоры, типичные только елецкой местности: «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». Нитки и ткани окрашивались растительными составами. Из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.
Источник: http://eletsvalenki.ru/photo/
Елецкие мастера для декора мы используют современные приёмы – фелтинг (рисунки шерстью).
КАК ПЛЕТЁТСЯ ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО
Простейшие приёмы переплетения ниток, на которых основан весь процесс кружевоплетения, называются «перевить» и «сплести». «Перевить» – перекинуть правую коклюшку через левую большим пальцем одной руки. «Сплести» – поменять местами внутренние коклюшки правой и левой рук так, чтобы левая коклюшка проходила над правой, а не наоборот.  «Сплести в ползаплета» – перевить и сплести один раз. «Сплести в полный заплет» – повторить дважды переплетение в ползаплета.
Существуют три  способа плетения нитей: численный, многопарный (или парный) и сцепной.  «Численный» способ – самый простой. Основан на счёте ниток; выполняется без предварительного рисунка повторными движениями коклюшек по памяти. Требует использования всего нескольких пар «инструментов», фон и узор в нём выплетаются одновременно.
«Многопарный», или парный, способ – самый сложный, с помощью него чаще выплетают мерное кружево. Здесь используется наибольшее число коклюшек. Плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно мастерицы выполняют фон и фигуры узора, строго следуя точкам сколка.
«Сцепной»  способ применяется при изготовлении штучных изделий и отчасти мерного кружева. Основа узора  – непрерывная полоска с рисунком. Её изгибы соединяются между собой и фоном особым приёмом – сцепкой, её выполняют с помощью вязального крючка.
Елецкие кружева плетут из льняных и хлопчатобумажных нитей. Они тоньше и легче вологодских кружев. Полотнянка елецких кружев постоянно меняет свою ширину и плотность, часто она даже становится ажурной, чего никогда не бывает в вологодских кружевах.  В елецких кружевах нет того резкого контраста между решёткой (фоном) и основным рисунком, выполненным полотнянкой, который мы видим в вологодских кружевах. Елецкие кружевницы заполняют решётку фона довольно плотным тонким узором. В этом узоре ясно виден основной мотив, составленный из повторяющихся элементов, которые выполнены с разной плотностью.
А теперь можно попробовать сплести елецкое кружево. Основным орнаментом елецких кружев является растительный, выполняемый сцепной техникой плетения.  Эти кружева выглядят более тонкими и ажурными за счёт того, что все узоры выполняют полотнянкой, переходящей в сетку. В основном кружево плетут нитками № 30 с утолщённой сканью, которая состоит из тех же ниток в 3 сложения на одну коклюшку. Иногда цветок выполняют полотнянкой и сеткой поочерёдно.
Расстояние между наколами в лепестках цветка (на рисунке) по внешнему краю 0,5 см, по внутреннему – 0,2 см.  Внутри цветка розетка из насновок, плетешков и «паучка». Цветок, в зависимости от величины, выполняют 8 – 10 парами коклюшек. Лепестки цветка плетите сеткой следующим образом: наружный край сетки ограничьте парой, которую проплетите полотнянкой, затем расположите скань. Все остальные долевые пары проплетайте сеткой. Затем ходовую пару сцепите с плетешком, расположенным по большому кругу, и вернитесь в лепесток.
ДОМ-МУЗЕЙ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В 2000 г. усилиями елецкого коллекционера и мецената Евгения Павловича Крикунова открылся Дом-музей елецкого кружева. В роду Евгения Крикунова кружевоплетением никто не занимался. И почему учитель физкультуры начал  собирать елецкие кружева – большой фамильный секрет. Но городу от собирателя-энтузиаста сплошная польза – на свои деньги музей отстроил и пускает в него бесплатно:
 – Этот дом, где сейчас музей кружева,  достался мне большой кровью. Я пережил из-за него семь судебных тяжб судов,  но он сейчас  принимает посетителей  на радость не только ельчан, но  гостей города.
На месте этого 2-этажного особняка когда-то был заброшенный дом-свалка. Крикунов купил, достроил, открыл для посещения. Рассказывает, как коллекцию кружевных изделий собирал по деревням, как заказывал кружевницам определённые орнаменты и рисунки. Сейчас в коллекции Крикунова попадаются экземпляры с более чем 100-летней историей.
На первом этаже находится коллекция кружева и картины московского художника Павла Блуднова. На втором расположены полотна липецкого художника Василия Шевченко. Кружева поражают своей красотой, изяществом и неповторимостью.
Евгений Крикунов:
– Как я докатился до этой жизни и вышел на такое собрание? Ну, что я могу сказать? «Корень зла» – это любовь к городу Ельцу.
Музей охотно посещают ценители кружева с разных городов России и зарубежья. Не зарастает туда тропа и ельчан, частые гости там – школьники.
Вот только что учащиеся  1-«А»  и  2-«В»  классов МБОУ СОШ 12   совершили экскурсию в Музей елецкого кружева. Увидели там  коллекцию старинных кружевных изделий высокого художественного качества, которые отличаются необычайной тонкостью и тщательностью отделки. После увиденной красоты  ребятам  очень захотелось самим  сделать нечто  похожее, необычное и красивое. Поэтому Ольга Коротких (руководитель Музея народной игрушки ЕГУ им.И.А. Бунина) тут же  организовала мастер-класс по изготовлению женского кокошника с имитацией нарисованного кружева. Школьники с интересом выполняли творческое задание.
Персональный сайт елецкого мецената и коллекционера Е.П. Крикунова: http://elez-mezenat.ru/

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Раритетные вещи любят все. Кто-то любуется ими издалека, а кто-то наполняет ими свою жизнь. Евгений Крикунов не просто «сберегает старины преданья», он, чуть ли не в одиночку, взялся  в «девяностые лихие годы» за сохранение исторического облика родного Ельца и создал уникальные музеи, которые стали достоянием города. В Ельце Евгений Крикунов установил памятник Ивану Бунину, философу Василию Васильевичу Розанову. Напротив Вознесенского собора установлена Крикуновым памятная стела Елецкому пехотному полку, образованному указом Петра I. Ещё  одним подарком Крикунова городу стал горельеф архиепископу Иннокентию Херсонскому.  Открыт Музей истории КПСС, Музей истории СССР и её символики.  В 2000 г.  для посетителей распахнул свои двери Дом-музей елецкого кружева.  Приглашаем посмотреть слайд-шоу «Дом-музей елецкого кружева».
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_ek.asp#9
Источник: http://elez-mezenat.ru/muzei/dom-eleckogo-kruzheva
Голубой зал Дома-музея кружев
Источник: http://dz-online.ru/article/1014/
Школьники на экскурсии в Доме-музее кружев
Источник: http://elez-mezenat.ru/muzei/dom-eleckogo-kruzheva
Красный зал Дома-музея кружев
Источник: http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/46413/media/photo/7
Подушка для кружевоплетения. Внутри её обычно набивали сеном, соломой, опилками. Содержимое подушки подминалось тяжёлым, плоским предметом, например, чугунной сковородой.
Источник: http://elez-mezenat.ru/muzei/dom-eleckogo-kruzheva
Сводчатая комната Дома-музея кружев
Источник: http://museum-elets.my1.ru/photo/fotomuzej_elca/2-6-0-0-2
Экспозиции Дома-музея кружев
Источник: http://dz-online.ru/article/1014/
Экскурсия в Дом-музей кружев
Источник: http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/46413/media/photo/1
Залы Дома-музея кружев
Источник: http://elez-mezenat.ru/muzei/dom-eleckogo-kruzheva
В Доме-музее вместе с кружевом демонстрируется и живопись. Работы художника П.Б. Блуднова.
Источник: http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/46413/media/photo/1
Экспозиции Дома-музея кружев
Источник: http://elez-mezenat.ru/muzei/dom-eleckogo-kruzheva
Экспозиция работ художника В.И. Шевченко. Живопись и кружево органично дополняют друг друга.
Источник: http://dz-online.ru/article/1014/
Дети – частые и благодарные посетители Дома-музея кружев. Очередная экскурсия. В центре, в последнем верхнем ряду, основатель Дома-музея кружев – Евгений Павлович Крикунов.
МУЗЕЙ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЁСЕЛ
Музей народных ремесёл и промыслов (филиал Елецкого городского краеведческого музея) открылся 18 мая 2007 г. в здании, построенным  последним владельцем табачной фабрики Александром Николаевичем Заусайловым.
Неизменной популярностью у посетителей пользуется зал Елецкого кружева. Из  журнала «Елецкие кружева»:

 «Ни одно поколение женщин на протяжении столетий не оставалось равнодушными к этим рукотворным имитациям воплощений природы – то ли паутины, сверкающей росой в лучах солнца, то ли узорчатого инея на оконном стекле, то ли сказочного разноцветья лугов…»

Экспозиция знакомит с историей возникновения кружевоплетения, с видами кружева, начиная с XIX в. до наших дней.
Здесь же, в зале, кружевница в четвёртом поколении Лариса Попова даёт мастер-класс. Звон коклюшек, аккуратное вывязывание рисунка. Скрупулезный процесс кружевоплетения вызывает всеобщий восторг.
Приходя домой, Лариса Попова опять садится «за подушку». Сейчас на сколке – техническом рисунке – блузка для племянницы.
Лариса Попова продолжает:
– Я ни одной вещи не продала. Меня просят выполнить что-то на продажу – я не могу. Частичку души можно только подарить, но не продать.
Кружевницей со стажем Лариса Петровна себя не считает. Что такое 20 лет, посвящённые кружевоплетению? По сравнению с теми, кто занимается елецким кружевом всю жизнь,–  сущие пустяки.
В экспозиции представлено как мерное (аршинное), так и штучное кружево. Посетитель знакомится с интерьером комнаты, в убранстве которой использованы кружевные изделия: скатерть, покрывало, подзор. В витринах привлекают внимание образцы штучных изделий: воротники, пелерины, шарфы, салфетки, панно. Эти работы выполнены известными мастерами по кружевоплетению: Матюхиной Д.Н., Пальчиковой К.Т., Васенковой А.Д., Григорьевой В.И., Петровой П.Г. и др.
Вниманию посетителей представлены современные изделия, выполненные кружевницами ЗАО фирмой «Елецкие кружева» Фадеевой С.Е., Борисовой Е.А., Бондарчук С.А., Дорошенко С.В.
В зале представлены и  награды. Одна из них – диплом на Золотую медаль, которой были награждены  Елецкие кружевницы в 1937 г. на выставке в Париже.
В городе уже не говорят о возвращении моды на кружево ручной работы – здесь давно гордятся тем, что Елец стал её законодателем. За право показывать такие новинки спорят многие столичные выставочные залы.

Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д. 68
Телефон: 8 (47467) 4-92-02
Сайт: www.remprom.eletsmuseum.ru
E-mail: museum_remesel@mail.ru 
«ЗОЛОТЫЕ КРУЖЕВА РОССИИ» В ЕЛЬЦЕ
Участие в Межрегиональном  фестивале кружевниц приняли более 100 мастериц из 25 регионов страны: Санкт-Петербург, Киров, Михайлов, Балахна, Новосибирск, Североморск, Пермь, Таганрог. Самые крупные по количеству участников делегации прибыли из Москвы, Орла, Новокузнецка и города Радужный (Владимирская обл.). Почётными гостями фестиваля стала делегация из Болгарии во главе с известной кружевницей Бистрой Кунчевой Писанчевой. Программа фестиваля включала конкурс работ «Традиционное кружево в современной одежде», мастер-классы «Численное кружево», «Технология моделирования кружевной одежды», модные показы коллекций, выставку-ярмарку кружевных изделий. Председателем жюри конкурса стала Марина Александровна Сорокина – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, зав. кафедрой народного искусства Высшей школы народных искусств (г. Санкт-Петербург).
Призовые места в различных номинациях заняли кружевницы из  г. Ельца (Липецкая обл.), г. Михайлова (Рязанская обл.), пос. Щапово (Московская обл.), г. Радужный (Владимирская обл.), г. Орла (Орловская обл.).
Почётное III место в номинации «аксессуары» было отдано научному сотруднику Музея кружева (Вологда) Луизе Селяниной за комплект «Золотые переливы» (кружевные браслет и брошь). Победителям конкурса были вручены специально изготовленные к фестивалю памятные медали и дипломы.
Участники фестиваля «Золотые кружева России» стали первыми, кому администрация Липецкой области презентовали  экскурсионно-туристический маршрут «Кружевной край». Последний день фестиваля проходил непосредственно в Ельце – в одном из старинных центров кружевоплетения (дата основания города – 1146 г.). На центральной площади города развернулись массовые гуляния, ярмарка елецкого кружева и елецких сувениров, выступления творческих коллективов сменяли показы модных кружевных коллекций ООО «Кружевной край». Мастер-классы елецких кружевниц под открытым небом пользовались особой популярностью. Экскурсионно-туристический маршрут «Кружевной край» включал в себя знакомство с городом, посещение частного музея «Дом елецкого кружева» и ЗАО фирмы «Елецкие кружева», где гости фестиваля смогли воочию увидеть, как в производственных цехах фирмы создаётся елецкое машинное кружево.
РЕПОРТАЖ С ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТЫЕ КРУЖЕВА РОССИИ»
Мы отправляемся в древний город Елец  на фестиваль  «Золотые кружева России». Для нас было открытием, что здесь плетут кружева ничуть не хуже вологодских. Кстати, как утверждают местные жители, елецкие кружева гораздо тоньше и легче своих северных собратьев. Просто вологодские, что называется, более «распиаренные».
В прежние времена в Ельце насчитывалось до 40 тысяч кружевниц. Теперь их, понятно, меньше. Зато на помощь человеку пришли машины, плетущие кружево. Ельчане на ощупь, с закрытыми глазами,  определят, где сработала машина, а где – кружевница с коклюшками. Но и машинное кружево выглядит вполне достойно.
В Ельце в дни фестиваля «Золотые кружева России» работала ярмарка. Кружевами торговали  палатки и фирменный магазин от фабрики ЗАО «Елецкие кружева». Остальные выставили поделки из дерева, металла, керамики.
Нам удалось побывать в цехах, где производят именно машинное кружево. В первом помещении две девушки, одна расплетает ненужную рабочую нить с готового кружева (не будем вдаваться в тонкости технологии), другая – гладит кружево. А вот дальше – те самые машины и работница, которая их обслуживает. Вертикальные шпульки с нитками ходят по оси и крутятся друг вокруг друга, вверх тянутся нитки и наверх же уходит лента готовой кружевной тесьмы. По утверждению мастеров, эти машины  –  уникальные, единственные в России плетущие кружево. Работают по специальной перфорированной карте. В карты  занесёно несколько схем. Получается, кстати, красиво.
При фабрике есть магазин кружев. Здесь и столовое, и нижнее белье, и воротники, и шали, и очень красивые перчатки. Всё либо целиком кружевное, либо с использованием кружев. Что касается цены, то ручное на порядок дороже машинного. Не только стоит, но и выглядит дорого.
Для примера – перчатки-митенки 2,5 тыс. руб. (Красивые, но куда ж носить? Только что на вечер, в театр). Воротник – 1 тыс. 600 руб. (Пожалуй, можно позволить, тем более –  писк моды сезона). Салфетка ручной работы –  около 6 тыс. руб. (Но это не просто салфетка, а почти артефакт, коллекционное изделие). Ну а шали, платочки, пинетки из машинного кружева всё-таки уже по приемлемой цене. Так что берём себе  в качестве сувенира, кто знает, приедем ли еще раз сюда. Хотя очень и очень хочется: ещё раз надышаться и насмотреться на воздушные елецкие кружева.
Организовал эту экскурсию  местный краевед Анатолий Дмитриевич Авсенев,  совершенно бесплатно (за что ему отдельное спасибо! И в качестве «еще раз мерси» – координаты Александра Дмитриевича: тел. 8 (910) 742 39 63, 8 (47467) 2-95-01).
      ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО

Прилетел тополиным пухом,
Зазвенел комаром над ухом,
Целый день до вечерней зари
О любви мне своей говорил…
Убеждал, что он – добрая весть,
Что с ним буду я счастлива здесь…
Только он мне совсем не нужен,
И другой мне на счастье сужен…

Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня...
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну,
Молча выплету черный узор -
Не получится наш разговор.

Я подумаю: нет, ты не пух,
Но тебе не скажу это вслух
И не выйду тебя провожать –
Буду дальше любимого ждать…
Он приедет, я знаю, весной,
Работящий, веселый такой!
Буду я в белом платье из кружев –
Мы в сиреневом вальсе закружим…

Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!

            Надежда Цыплакова