|
Скопин проект «Гончарный промысел»
1.
Скопин проект «Гончарный промысел»
2.
Скопинская керамика
3.
Хроники Скопина. Керамика
Знакомство с историей гончарного промысла
4.
Пятый международный фестиваль гончаров в Скопине
Международный фестиваль гончаров, праздник древнейшего ремесла, проходит один раз в три года в городе гончаров Скопине
5.
«Песнь о Керамике»
Исполняет образцовый хореографический ансамбль «Вердица», руководитель - Елена Щекланова
ИСТОРИЯ СКОПИНСКОЙ КЕРАМИКИ
Время возникновение керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860 гг. До этого скопинский промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта: печные трубы, кирпич, черепицу. Но в середине XIX в., скопинские гончары вдруг отказались делать грубые горшки и стали проявлять доселе не виданную в России фантазию. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, украшенных сложной лепниной. Причину творческого переворота, случившегося в среде скопинских гончаров в середине XIX в., так толком никто не раскрыл.
Но было и то, что отличало Скопин от других гончарных центров до творческого переворота середины XIX в. Ещё в XVIII в. существовал обычай выставлять образцы лучших изделий в окнах мастерской или на столбах у ворот, что служило как своеобразной вывеской, так и рекламой. Мастера старались превзойти друг друга и показать наиболее сложные и оригинальные работы. Во второй пол. XIX в. это были большого размера шары, выточенные на гончарном круге, сложные по исполнению декоративные вазы, фигуры львов, других зверей и птиц, часто – фантастических. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Фёдор и Василий Оводовы. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняли его у липецких мастеров и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера. Легенда гласит, что мастер Оводов (по другим сведениям Желобов) ставил глиняные трубы в имении графа Бобринского и, насмотревшись на архитектурный декор, вылепил и поставил перед своей мастерской льва с разинутой пастью и лапой, положенной на шар. Оводов же придумал пропускать глину через сито, а из получившейся «лапши» делать пышные гривы. Долгое время шло соревнование между гончарами Оводовыми и Желобовыми. А под конец жизни Желобов сам признал первенство мастера Фёдора Оводова. И случилось это вот как. Шла свадьба. Женился племяник Оводова. На праздничном столе стоял большой золочёный самовар, внутри него горели угольки. Самовар кипел. Гончары пили чай. Когда угли погасли, Фёдор Иванович взял самовар в руки и бросил его на пол. – На счастье, – весело сказал он. Самовар разлетелся на мелкие кусочки, и тогда все сидевшие за столом (а среди них было много гончаров) поняли, что самовар-то был сделан из глины. Вот как пошутил мастер Оводов, и Желобов оценил шутку и его талант. Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой её вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приёмов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведённой глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке. «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных посудных изделий других народов», – так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX – нач. XX вв. один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Но ещё до середины XIX в. скопинские копеечные кувшины, кринки, горшки, квасники не могли конкурировать с переливающейся разными цветами яркой посудой, которую привозили в Рязань и Москву на ярмарки из Липецка и Украины. Какой же стала та скопинская керамика XIX – нач. XX вв., за честь хранения которой теперь соперничают лучшие музеи России? Смотрите слайд-шоу. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА СКОПИНСКОЙ КЕРАМИКИ
К концу XIX в. Скопин был уже сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев. В начале XX в. произведения скопинских мастеров экспонируются на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские «художества» активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве.
В период Первой мировой войны художественный промысел в Скопине резко сократился. Большинство гончаров были призваны в армию, да и спрос на их изделия упал. Правда, некоторые мастера-виртуозы еще работали, но делали простую бытовую посуду и лишь изредка возвращались к своему удивительному искусству. Новый этап развития промысла связан уже с советским периодом. К моменту Октябрьской революции в Скопине осталось всего лишь два мастера – И.И. Максимов (1881– 1952 гг.) и М.И. Тащеев (1876 – 1956 гг.), умевших выполнять вещи в духе традиционных скопинских произведений. В 1920 – 1930 гг. этим мастерам давались заказы различными музеями и общественными организациями, делались попытки возродить своеобразное искусство. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Однако целый ряд причин мешал успешному развитию этого процесса. Причины эти самые разнообразные, начиная от плохой подготовки глины и кончая неверной оплатой работы мастеров. Просуществовала артель недолго. В конце 1930 гг. её «влили» в объединение сапожников, красильщиков, парикмахеров и тем самым отнесли к разряду сферы обслуживания, финансовый план которого гончары были не в состоянии выполнить на «художествах». Произведений скопинских мастеров этого периода осталось немного. Почти все произведения скопинской керамики 1930 гг. монохромны и имеют характерный красновато-жёлтый цвет. В XIX в. в состав скопинских глазурей входил свинец, работа с которым вызывала свинцовое отравление, а иногда и смерть. Поиск нового безвредного состава полив, не уступающего по своим декоративным свойствам свинцовой глазури, не сразу увенчался успехом. Отличает керамику этого периода и характер декора. Редко встречаются сосуды, украшенные, как и раньше, скульптурными изображениями птиц и животных. На смену такой форме декора пришли всевозможные «налепы» в виде жгутиков, спиралей, шариков и т.д. Нельзя сказать, что это было совсем уж новым явлением в керамике Скопина. И в предметах XIX в. можно усмотреть наличие таких декоративных элементов, но всё же превалирующее значение имели штампованный орнамент и скульптурные детали. Теперь же именно лепной декор оказался выдвинутым на первый план. Произведения 1930 гг. показывают, что определённый прогресс в возрождении искусства скопинских мастеров был налицо. Однако достигнуть прежнего уровня мастерства не удалось: многие характерные пластические и декоративные приемы были забыты. Промысел требовал пристального к себе внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. ВОЗРОЖДЕНИЕ СКОПИНСКОЙ КЕРАМИКИ
В 1948 г. работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в г. Скопин, чтобы помочь восстановить знаменитый гончарный промысел. В те годы в Скопине жил известный гончар – Михаил Михайлович Пелёнкин. После демобилизации устроился работать на угольной шахте. Посчитал, что в такое трудное время никому не нужны сказочные квасники да кувшины. А получилось всё иначе. Нашли его сотрудники института и предложили снова стать гончаром. И радостно и страшно было Михаилу Михайловичу: за годы войны отвык от гончарного круга. Казалось, что и руки-то не смогут глину «тянуть», но сел за гончарный круг и руки привычно смяли пластичный кусок глины. Пошла работа, самая лучшая, самая близкая, о которой скучал все эти трудные годы. На помощь энтузиастам, восстанавливающим скопинскую керамику, пришёл и Дмитрий Михайлович Желобов, сын знаменитого мастера. Уж давно он был на пенсии, был стар, но в душе чувствовал, что его мастерство потомственного гончара в такое время очень нужно людям. Так все вместе, каждый – сколько мог, стали возрождать искусство скопинских гончаров. При фабрики художественных изделий был организован керамический цех. Рядом с мастерами стали трудиться ученики и рабочие, выполнявшие вспомогательные операции: формовку, литьё, шлифовку. Теперь в цехе работало уже 20 человек, а это означало, что промысел жив и набирает силу. Поворотным моментом в истории промысла стали 1970 гг. Характерной особенностью авторских произведений стало присутствие в них черт индивидуальности, творческого почерка каждого мастера. Подражание старым мастерам, копирование, с которого начинался творческий путь, сменились формированием собственной манеры. Из массы традиционных скопинских приемов и декоративных мотивов каждый художник выбирает то, что ему больше по душе, имеет любимые темы, формы, лепные детали, выдумывает свои композиции и собственноручно выполняет их. Вот почему невозможно спутать произведения М.М. Пелёнкина и Н.К. Насоновой, А.И. Рожко и С.И. Полякова, А.В. Курбатовой и М.А. Линёвой. Приход в традиционное производство гончаров разных возрастов говорит о живучести народного скопинского искусства. 1980 гг. дали новый импульс в развитии промысла: на фабрику пришли молодые талантливые художники, значительно обогатившие традиции скопинской керамики новыми декоративными и пластическими приемами. Это – ученица А.И. Рожко по детской художественной школе Л.А. Воронова, выпускницы Абрамцевского училища Т.В. Лощинина и Т.К. Голованова – теперь ведущие мастера промысла.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: К началу Октябрьской революции в Скопине осталось всего лишь два мастера – И.И. Максимов (1881 – 1952 гг.) и М.И. Тащеев (1876 – 1956 гг.). Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Промысел требовал пристального к себе внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Поворотным моментом в истории промысла стали 1970 гг. 1980 гг. дали новый импульс в развитии промысла: появились молодые талантливые художники. По представленным работам на слайд-шоу можно фрагментарно взглянуть на эти этапы развития скопинского промысла. МАСТЕРА СКОПИНСКОГО ПРОМЫСЛА: НЕЛЛИ НАСОНОВА
Среди учеников М.М. Пелёнкина стали появляться очень способные люди, полюбившие гончарное дело. Одной из самых талантливых оказалась Нелли Кузьминична Насонова. Нелли Кузьминична род. 16 февраля 1937 г. в г. Скопине. В 1958 г. поступила в артель «Восход» учеником гончарного круга. В 1972 г. присвоено звание «Мастер-художник высшего класса». С 1976 по 1977 гг. – руководитель творческой группы. С 1977 по 1980 гг. – старший мастер цеха художественной керамики. С 1980 г. по 1992 г. – начальник производства. Насонова Нелли Кузьминична - член Союза художников, а в 1985 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры СССР». В 1991 г. стала лауреатам Государственной премии в области литературы и искусства, в 2000 г. – «Почётным гражданином города Скопина».
Её работы сразу обратили на себя внимание любителей керамики. (На фото одна из характерных работ мастера: «Подсвечник пятирожковый». 1973 г.). В них богатая фантазия сочетается с высоким профессиональным мастерством и глубоким пониманием особого местного стиля, а образы русской народной сказки и лубка слились с реальной жизнью современного села. Нелли Кузьминична создала множество сосудов-скульптур, отмеченных особым обаянием, теплотой, мягкостью и изяществом форм. Работы Нелли Кузьминичны хранятся в 15 музеях России. АЛЕКСАНДР РОЖКО: ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В СКОПИН
В 1946 г. приехал в город ещё один замечательный мастер Александр Иванович Рожко. Родился он на западе страны, в Брестской области, учиться поехал в Абрамцевское художественно-промышленное училище, успешно закончил его и уже возвращался к себе домой. Да так случилось, что по дороге заехал в г. Скопин с единственной целью: посмотреть, как там такую интересную керамику делают и ... остался в Скопине.
Те, кто видел это, вспоминают: «Вошёл в цех молодой, высокий, жилистый, в синем берете. Со всеми познакомился, всё оглядел, присел к гончарному кругу, а через час уже оформлялся на работу». – Вдруг понял, – говорит Александр Иванович, – что совсем не случайно заехал сюда, что для меня это самое интересное в керамике, жить без Скопина я не смогу. Вот как иногда в жизни человека бывает, если живёт в нём мастер, художник! Замечательные работы создал А. И. Рожко, остроумные, талантливые, полные любви и уважения к традициям народного искусства. Ожил, окреп уникальный промысел декоративной керамики. Стала возрождаться его былая слава. В Скопин стали приезжать молодые талантливые мастера из других мест. Причудливая скульптурная посуда из города Скопина снова заняла своё место на отечественных и международных выставках. Опять вокруг стендов стали толпиться восхищённые и удивлённые зрители. А виртуозы-гончары снова привозят домой призы, дипломы, медали и премии. ЛИНЁВА ИЗ ДЕРЕВНИ ВОСЛЁБОВО
Сейчас Мария Александровна Линёва – корифей скопинской керамики, мастер-гончар ЗАО «Скопинская керамика», лауреат Государственной премии РСФСР, победитель V Международного фестиваля гончаров в номинации «За верность скопинскому промыслу». На Скопинской фабрике с 1963 г., была шлифовщицей. С 1970 г. стала заниматься гончарством. Какой же человек и какая судьба скрывается за этими скупыми строчками автобиографии?
…Мария Александровна Линёва сидит на высоком табурете возле наждачного круга и верстака, засыпанного толстым слоем розовой, неприятно пахнущей керамической пыли. Одета в синий халат и в белом, по-деревенски наглухо повязанным платочке. Смотрит светло-серыми, чуть смущёнными глазами. Она – крупная, русая, с тем русским мягким лицом, про которое обычно говорят одно ёмкое слово – доброе... Весь верстак перед ней и частично пол заставлен свежепоблёскивающими изделиями. Она – шлифовщица, обтачивает их донышки, чтобы ровно стояли. За спиной Линёвой – широкие полки с сероватыми изделиями, ждущими первого обжига. До фабрики никогда в жизни не рисовала и не лепила, – Линёва засмеялась. – Я всего четыре класса окончила, недалеко отсюда – в Вослёбове. Потом в столовой в городе работала. У меня уже дочери 24 года... И вот, видите... Почти девять лет была она только шлифовщицей, а однажды подошла к Рожко и спрашивает: – Почему у тебя получается «болван», а у других нет? – А ты что, пробовала? – удивился Александр Иванович. – Пробовала. Ведь все пробуют... Здесь действительно почти все пробуют работать на кругу и, главное, «тянуть болван» – основное полое кольцо квасника, на которое потом «налепляется», монтируется всё остальное. Получится «болван» – значит, и всё остальное будет получаться. – Ну-ка, садись за круг! Стали Рожко и Насонова помогать Марии Александровне, и дело у неё пошло так, что уже вторую и третью самостоятельные работы взяли на выставки. А она практически ещё только-только азы гончарного искусства осваивала, ещё сама не верила, что у неё что-то получится. Днём – шлифовщица, а весь вечер допоздна – у гончарного круга. Плакала от бессилия, когда дело не шло. Околдовала её глина: то и дело виделись ей такие причудливые фигуры, каких в Скопине раньше и не бывало. Виделись в воображении чётко, ясно – протяни руку и пощупаешь. А начнёт всё это в глину переводить-то одно не получается, то другое. И всё так медленно идёт – жди, пока высохнет да не покоробится, не треснет. Большой талант, настоящая творческая одержимость проснулись в этой же немолодой женщине из деревни Вослёбово Скопинского района. Теперь почти каждую работу Линёвой встречают с восторгом и на выставках, и в музеях. (На фото работы Т.А. Киселёвой «Квасник со львами». 1995 г. М.А. Линёвой Подсвечник «Лев». 1989 г.). Мария Александровна принесла в скопинскую керамику непосредственную весёлость, хоть ничего специально смешного она не делает, те же традиционные квасники-бублики, большие канделябры, кувшины. И везде та же скопа, рыбы, медведи, но только если присмотреться к этому кваснику, то можно увидеть, что и не скопа на нём, а какое-то забавное пучеглазое чудовище, которое самозабвенно поёт, раскрыв рот до немыслимой ширины. А на другом кваснике вместо привычных скопинских рыбок вокруг оказались дельфинята, тоже необыкновенно обаятельные. СЕРГЕЙ КРАСНИКОВ: «ГЛИНА ИМЕЕТ…ДУШУ».
Почти все скопинские гончары трудятся в стенах фабрики художественной керамики. Есть и мастера, практикующие на дому. Но чаще всего бывает так, что гончар творит как на производстве, так и дома. Ведь керамика требует качественного обжига, а хорошие печи имеются только на фабрике. Директор Скопинского музея истории промысла Алексей Крылов порекомендовал пообщаться с гончаром Сергеем Красниковым: он работает и на фабрике, и в домашней мастерской.
Мастера застали за одной из самых примитивных операций массового производства, которая называется «формовка из твёрдой глины». Поэтому договорились встретиться в его доме, который одновременно и его мастерская. В седьмом классе Сергей познакомился с Александром Ивановичем Рожко, главным художником фабрики. В школе мальчик даже пропускал занятия, лишь бы прикоснуться к глине. После школы стал учеником Александра Ивановича. Было очень тяжело, особенно на гончарном круге. Решил даже бросить лепку, но без неё сумел прожить лишь год. После чего понял: его судьба – это только глина. Сначала гончар показал мне свои произведения, которые подготовил к выставке (все они хранятся у него дома). Вся керамика – это реальные и придуманные животные, как на подбор, с добрейшими лицами, и – надо сказать – качество их изготовления нисколько не хуже, чем на стендах Музея истории промысла. – Сергей, а что для вас керамика? – Всё. Я просто этим живу. Но главное – настроение, желание. Без них глина не раскроет своих секретов. – А что, у глины есть секреты? – Обязательно! И знаешь, на что я обратил внимание: плохому, грубому, алчному человеку глина не раскроется. Один старый мастер мне сказал: «Когда лепишь – выкинь всё из головы и думай только о том, что перед твоим носом!». Ленивые, жадные до денег, у нас на фабрике не приживаются. – Но есть же люди, которые много зарабатывают керамикой? – Да, Бог с ними! Я живу под этой крышей, леплю – мне этого и довольно. – А можете, Сергей, коротко сказать, чем скопинская керамика отличается от других? – Легко! Это, прежде всего, народная сказка. У нас ни один автор на другого не похож, и я бы сказал, общее для всех - точка зрения детей. И ещё: наш промысел развивается; десять, и пять лет назад (я уж не говорю про большие сроки) керамика наша была другая и через пять лет будет опять другой. Тем промысел и живёт, что творит его – народ. На моей памяти, на фабрике перебывало много людей с высшим художественным образованием – и никто не удержался. – Вас послушаешь – создается впечатления, что глина имеет... душу. – А вы думаете, это не так? На прощание мастер спросил, "а вы были в Рязанском художественном музее? Нет? Очень советую…». Кстати, угадайте с одного раза: когда Бог пожелал создать человека, из чего он его слепил? ТАТЬЯНА ЛОЩИНИНА: «ОТ КЕРАМИКИ ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА»
В Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина проходила большая ретроспективная выставка народного художника России Татьяны Лощининой. Исполнилось 30 лет с момента её прихода на Фабрику скопинской керамики после распределения из Абрамцевского художественно-промышленного училища. Даже не думала, что скопинская керамика станет её судьбой. Была современным амбициозным художником. Приехала в Скопин, дали общежитие, дали должность художника. «Ну ладно, – сказала сама себе. – Разберёмся, что же такое Скопин!». Однажды в запасниках Рязанского художественного музея увидела древнюю керамику Скопина, и сразу закружило голову. Лощинина удивилась, какой город ей открылся, какие же состязания были между мастерами, что они столько чуда налепили! Это была какая-то вспышка, протуберанец творческой активности. И Татьяна сразу решила заняться возрождением старых традиций.
Теперь Татьяна Лощинина – ведущий художник ЗАО «Скопинская художественная керамика», участница крупнейших выставок страны, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Принадлежит к числу тех авторов, кто, придя работать на промысел в нач. 1980 гг., ещё имел возможность учиться и перенимать опыт у старейших потомственных мастеров. Но теперь уже искусство самой Татьяны Лощининой является связующим звеном между прошлым и настоящим скопинского гончарного промысла. Работы Лощининой стоят в витрине Русского музея Санкт-Петербурга рядом с классическими изделиями промысла рубежа XIX – XX вв. Когда-то, поняв, что такое Скопин, сказала себе: «Если мне удастся сделать работу, которая будет достойно стоять в одном ряду с классикой времён расцвета промысла, то жизнь прожита недаром!». ОСОБЕННОСТИ СКОПИНСКОГО ПРОМЫСЛА
Скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потёки, за что глазурям дали название «потёчные». Применение потёчных глазурей и стало основным признаком скопинских изделий. В Скопине произошло соединение двух гончарных ремёсел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Непонятным в скопинском культурном феномене было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать самобытную (и высокоразвитую) художественную систему. А больше всего то, что в сосудах – фигурных и даже обычных, без лепнины –,странным образом ощущалось привлекательное и удивительное «нечто». Подлинное, настоящее, что проступало даже сквозь «непричёсанность» и «ненакрахмаленность» скопинской керамики, через чуть диковатый облик Полканов, львов, драконов, хищных птиц. Интересно и то, что среди скульптурных фигур на скопинской керамике крайне редко встречается изображение человека. В изделиях Скопинского промысла всегда чувствуется пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремёсел. Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирены и алконост. Привлекали они не просто умением, а силой мастерского исполнения, которая здесь была равна силе художественной выразительности. Авторами этих работ были не профессиональные художники, а простые гончары, зачастую неграмотные и неуважительно называемые в родном городе «горшкошлёпами». В фигурных сосудах с элементами скульптуры склонность скопинцев к живописно выстроенным пластическим формам нашла наиболее полное воплощение. Скопинским мастерам удалось добиться удивительной красоты и разнообразия тонов глазурованного покрытия, которого, пожалуй, ни в одном российском гончарном центре – ни деревенском, ни городском – больше не встретишь. Помимо колористического богатства они обладают какой-то особой теплотой и благородством оттенков. Содержится ли разгадка в химическом составе и свойствах местных глин или в оттенках почти белого обожжённого черепка? Белый фон смягчает, чуть размывает цвета, и скопинские глины с их оттенками чуть желтоватого и розоватого могли придавать световым рефлексам теплоту и насыщенность. Они такие же захватывающие, эти существа-сосуды, как и волшебные русские сказки. Скопинская керамика – важный момент в истории народного искусства. В ней – та суть, соль, которую несут в себе все истинные произведения народного творчества, – пространство духовности народа, его сознания, которое не отделяет себя от мира,– та энергия устремлённости в «дальние дали», которая вдруг проявляет себя в мире внешнем, материальном. Вероятно, это и находит выражение в некоторой динамике, экспрессии, присущей скопинским творениям, в большей их деталировке, индивидуализации. Птицы внимательно, загадочно смотрят «гончарными» глазами, а Полкан – лесное, наделённое большой силой существо, как будто остановился в растерянности, выскочив из своего сказочного леса. Здесь, в скопинском искусстве, эти два мира существуют в согласии, не разрушая друг друга, формируя гармоничное пространство и «хватая» нас за душу. НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Скопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в. Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.
Вначале замешивается сухая глина с определённым количеством воды и образуется глиняное тесто. Если глиняное тесто получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы. Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объёме. Изделия из приготовленной массы формуют различными способами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьём и иными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами, а также машинами. Даже хорошо высушенные изделия способны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель». После первого обжига черепок имеет, в основном, еще пористую структуру. Керамисты работают над изысканием эффективных водоустойчивых добавок, которые позволили бы исключить утельный обжиг. После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т. е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным в употреблении. Целью второго обжига (политый, глазурный) является «приплавление» нанесённой глазури к черепку. В соответствии со специальным режимом повышают температуру печи до предельно необходимой. Конечная температура этого обжига обычно зависит от той температуры, при которой «созревает» глинистая масса, а также от температуры плавкости глазури. Глиняные изделия типа гончарных обжигают при температуре 800 – 1000°С, изделия с каменным черепком, например плитки для полов, при 1200 –1300°С; для так называемого твердого фарфора требуется температура 1350 – 1400°С. Третьему обжигу (муфельному) подвергают не каждый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например, фарфору. В таком случае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 800 – 900°С и даже ниже. При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств палитры красок. ЛЕПЯТ ТАК, КАК И ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД
На фабрике художественной керамики сохранилось и живёт рукотворное начало – участок ручной работы. Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Часто это многоярусные фигурные композиции в виде одного кольца на другом. В скопинской посуде нет бесполезных, бездействующих деталей – каждая часть её функционирует, так как сложные переплетения скульптуры полые, в них можно налить большой объём жидкости. Сделать такую посуду-скульптуру очень трудно. Для этого нужно вытянуть глину в длинные трубки, согнуть их в кольцо, причём нельзя измять, испортить тонкие стенки. Здесь нужно высочайшее мастерство.
Мастер аккуратно берёт из ведра комок глины, кладёт его на гончарный круг. Круг начинает вращаться, и под гибкими пальцами гончара «глина тянется». Движения гончара осторожные, точные, рука фантастически пластична. И вот уже на нас с гончарного круга глядят две рыбы, которые изогнулись в кольцо. Они держат в раскрытых ртах горлышко сосуда. Вот и хвосты у рыб готовы, затем появляется крышка сосуда – маленький лягушонок. А носиком сосуда становится голова скопы – любимой птицы! Формуют скопинскую посуду по частям, из отдельных длинных кусков глины – «жгутов-налёпков», которые соединяют вместе. Такой способ гончарного производства считается самым древним на земле и самым сложным, потому что глина тяжёлая и может легко осесть под собственной тяжестью. Часто гончару приходится переделывать уже законченную вещь. Удивительно интересно смотреть, как работает мастер-гончар, как под его руками рождается изделие. Оно постепенно увеличивается в объёме. Стенки становятся тоньше и тоньше. Форма получает свои основные очертания. Потом под ловкими пальцами гончара рождаются изящные детали: ручка, носик, затем дополнительные скульптурные украшения. И вот уже перед нами квасник. Сейчас будет готова крышка, и можно в печь, на обжиг. Этот квасник единственный в своём роде. Он только что родился в фантазии и под руками мастера, на наших глазах, как это делалось тысячи лет назад и до наших дней. На поверхности квасника, такой гладкой и шелковистой, всё-таки остались едва заметные следы от пальцев гончара. И поэтому, кажется, что глина дышит, как живая. Потом, если изделие будет удачным, его начнут тиражировать: сделают форму с первого авторского изделия и будут способом литья производить сотни, а может, и тысячи таких же изделий. Они тоже будут красивыми, но формы их будут чуть сглажены. На них уже не будут видны следы прикосновений мастера. В этом и состоит отличие авторского экземпляра от копии. Первые, ручные работы – это настоящие произведения искусства. Их-то и покупают музеи и частные коллекционеры. Только они демонстрируются на художественных выставках. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Волнительно следить за работой скопинского гончара и воочию наблюдать, как кусок глины превращается в произведение искусство, в подлинное творение человеческих рук. Ведь скопинский промысел один из немногих, который сохранил через толщу тысячелетий своё рукотворное начало. Скопинские гончары не просто донесли до нас традиций тех эпох, но они точно сохранили и то дыхание жизни, тот пульс времени, и поэтому мы чувствуем свою неразрывную связь с людьми всех поколений. Они точно стоят рядом с нами, и в этом легко убедиться, если просмотреть слайд-шоу. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СКОПИНСКОГО ПРОМЫСЛА
Развитие современного промысла идёт по нескольким направлениям: выпуск массовой продукции способом шликерного литья в гипсовых формах, производство бытовых вещей и создание уникальных авторских произведений, предназначение которых — музей, выставки, конкурсы. Было бы неверным не отметить, что сегодняшний день Скопинского промысла не из лёгких. Как уже не раз было в его истории, трудности, переживаемые страной, отражаются и на состоянии уникального народного искусства. Но хочется верить, что и на этот раз самобытное творчество скопинских мастеров окажется сильнее всех проблем и сложностей. Порукой тому – постоянное участие мастеров Скопина на всех крупнейших российских выставках. Собрания музеев страны – ГРМ, ГИМ, Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея, Сергиево-Посадского гос. музея-заповедника, современные работы мастеров Скопина дают возможность проследить развитие традиции местной керамики с момента возникновения и до сегодняшнего дня.
НАСЛЕДНИКИ ДРЕВНЕГО ПРОМЫСЛА
Скопинская художественная керамика – один из трёх прославленных центров народной керамики Российской Федерации. Скульптурную керамику делают на Скопинской фабрике художественных изделий. Здесь построен новый керамический цех. Это высокое, просторное помещение с огромными окнами. Кругом самое современное оборудование, никто уже не носит на себе тяжёлые керамические изделия. Полуавтоматические печи производят обжиг, а рядом универсальные гончарные круги. Везде вентиляция, чистота. И трудятся здесь более ста человек, а это немало для промысла.
Ведущие художники промысла работают в отдельных мастерских, где создаются ручным способом образцы для массового производства и отдельные уникальные изделия. Каждый ведущий художник разрабатывает свою тему, свой образцы. Сегодняшние мастера продолжают наследие древнего народного промысла – уникального явления русской культуры. Татьяна Голованова и Татьяна Лощинина имеют почетное звание Народный художник РФ, они лауреаты Государственной премии в области литературы и искусства. Десять мастеров – члены ВТОО «Союз художников России», три человека имеют звание Народный мастер РФ, двое – дипломанты Российской Академии художеств и обладатели грантов Президента РФ. Один мастер является лауреатом Премии правительства РФ «Душа России». Творческий коллектив фабрики – постоянный участник и победитель выставок, конкурсов и фестивалей всероссийского и международного уровней. В ассортименте – свыше 500 наименований. Успешно выполняются заказы по эскизам заказчиков. Выпускают высокохудожественные изделия ручной работы, изделия цветочной интерьерной группы, посуда, сувениры, изразцы для каминов и печей, экстерьерные и интерьерные изделия из шамота. Продукция востребована на территории всей страны – от Калининграда до Дальнего Востока. На предприятии действует Музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии, мастер-класс с ведущими мастерами промысла. Адрес ЗАО Скопинская фабрика художественной керамики: Рязанская область, г. Скопин,391800, ул. Пушкина, д. 93 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В настоящее время коллектив промысла бережно хранит и творчески развивает традиции древнего скопинского ремесла. Если к началу революций 1917 г. в промысле оставалось лишь два мастера, то теперь их целое созвездие. Нынешние мастера промысла были удостоены высоких наград - двое - звания «Народный художник РФ», семеро отмечены званием Лауреата Государственной премии в области литературы и искусства, четверо награждены медалью-орденом «За заслуги перед Отечеством II степени». Тринадцать гончаров являются членами ВТОО «Союз художников России». Какие же они сегодня, наследники древнего скопинского промысла? Смотрите слад-шоу. ГОНЧАРЫ ЕВРОПЫ НА ФЕСТИВАЛЕ В СКОПИНЕ
В Скопине состоялся V Международный Фестиваль Гончаров. Раз в три года представительный форум собирает на Рязанской земле лучших мастеров гончарного ремесла из регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль открылся со знакового события для местного промысла: на Гончарной площади города установили памятник скопинскому гончарству. Гостей фестиваля встречал мраморный Дёмка-гончар, который упомянут в 1640 г., как первый гончар Скопина. Другим ярким событием в культурной жизни Скопина стало открытие нового зала в Музее истории промысла. По традиции, мастера-участники фестиваля дарили городу свои работы «на память». Из лучших произведений талантливых и самобытных гончаров и формируется фонд музея.
На юбилейном фестивале гости увидели уникальное гончарное оборудование: печка из газет, старинный традиционный гончарный горн, уникальные формы для изготовления гончарной продукции и многое другое. Желающие смогли познакомиться с технологией изготовления и приобрести гончарную продукцию мастеров из Австрии, Польши, Румынии, Швеции, Белоруссии, Латвии. Литвы, Молдовы, Украины и России (гончарные школы более 20 регионов РФ). Всего на V фестиваль прибыло более 250 участников. Шведка Элизабет Холгренн привезла коллекцию необычной посуды. Сделала её специально к этому фестивалю. Коллекция так и называется «Миски для Скопина». Гончары в Калужской области тоже делают глиняную посуду. Но на фестиваль привезли не кувшины и горшки, а свистульки. Зато кувшинов – больших и маленьких, узких и широких, было предостаточно у мастеров из Дагестана. Международный фестиваль ещё раз подтвердил, что гончарные промыслы России живут и развиваются, а скопинская керамика является таким же бриллиантом Рязанской области, как Рязанский кремль или Константиново. ПОБЕДИТЕЛИ V МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ГОНЧАРОВ
В Скопине завершился V Международный Фестиваль Гончаров, на это время город превратился в творческую площадку для многих мастеров гончарного искусства не только из России, но и зарубежных стран. Программа была разнообразной и интересной, на фестиваль приехали мастера
из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Швеции и многих других стран. Победители уехали с дипломами и подарками, а лучшие работы пополнили выставочную экспозицию музея гончарства в Скопине.
Лучшим гончаром V Международного фестиваля гончаров названа Наталья Годовикова из Скопина. Гран-при фестиваля получила мастер из Скопина, народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Татьяна Лощинина. В номинации «Маэстро» приз получил Михаил Садовников из Чебоксар. В номинации «За верность скопинскому промыслу» награду получили народные художники РФ, лауреаты Государственной премии в области литературы и искусства Татьяна Голованова и Мария Линёва. В номинации «За лучшую творческую работу» победителями стала семья гончаров Якушкиных – Александр, Ирина и Надежда из Скопина. Одной из победительниц в номинации «Очарованные керамикой» стала гончар из Швеции Моника Ёхансон. ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ГОНЧАРОВ
Изделия скопинского художественного промысла являются визитной карточкой Рязанской области. Скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны. На самой фабрике создан Музей истории промысла. Коллекция керамики даёт возможность представить всю картину развития промысла, проследить формирование образно-пластического языка декоративных изделий Скопина.
Экспозиция рассказывает историю развития промысла от его истоков до наших дней. Посетители имеют возможность увидеть керамические изделия XVII – XX вв., старинные гончарные круги, авторские работы знаменитых скопинских мастеров. В музее собраны лучшие произведения старейших мастеров М.И. Тащеева и М.М. Пелёнкина; художников-гончаров, представлявших промысел в 1960 – 1970-е гг.,– А.И. Рожко, Н.К. Насоновой, М.А. Линёвой, А.В. Курбатовой, С.И. Полякова, а также пришедших в 1980 гг. Л.А. Вороновой, Т.К. Головановой и Т.В. Лощининой. Большинство из этих авторов стали в 1991 г. лауреатами Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства. Музей пополняет своё собрание работами талантливой молодежи Скопина. Известными мастерами, членами Союза художников России являются в последние десятилетия О.Н. Громова, Н.В. Годовикова, Т.А. Кисилёва, И.И. Курова, И.А. Пономарёва, Т.Г. Половинкина, Л.Б. Шишкина, А.А. Якушкин, И.А. Якушкина и др. У каждого из них есть черты собственного авторского стиля. Все вместе, сохраняя преемственность поколений, художники продолжают беречь и развивать вековые традиции гончаров Скопина. В коллекции Музея истории промысла есть квасник, вполне традиционный по форме – с кольцевидным туловом и плоскими «фасадными» стенками, по конфигурации напоминающий аналогичные сосуды Гжели. Он очень прост, почти не украшен, покрыт одноцветной жёлтой глазурью. Есть в нем только одна, почти символическая, деталь – из круглого отверстия кольца выкарабкивается «на свет» крылатое чешуйчатое существо – небольшой дракончик. Эта мастерски вылепленная фигурка как будто «вылупляется» из сосудных форм, олицетворяя начало нового этапа, который прославил Скопин и его керамическое искусство. Посещение музея включает в себя и экскурсию по производственным мастерским, мастер-класс с обучением гончарному делу. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В самом музее истории промысла скопинской керамики посетители имеют возможность не только увидеть авторские работы знаменитых скопинских гончаров, прославивших уникальный промысел на весь мир. Но и напрямую познакомиться с мастерами знаменитого промысла и попытаться немного понять: как же так в этих вроде бы обыкновенных руках рождается такое чудо, как скопинская керамика? Заглянуть в музей истории промысла можно через это слайд-шоу. Адрес Музея истории промысла скопинской художественной керамики: Рязанская обл., г. Скопин, ул. Пушкина, 93
|
|
|