Музыка | Ансамбль "Червлёный Яр" | Историческая справка  

 

Историческая справка

 

Червлёный Яр – историческая область на юге России, существовавшая в 13 – 16 в.в. в междуречье Хопра и Воронежа. Начиная с 12 века из района устья реки Воронеж, входившей тогда в территорию Елецкого княжества началось повторное, после нашествия в 9 веке печенегов продвижение славян на юго-восток, вниз по Дону. Это место по красному глинистому обрыву получило название Червлёный Яр. Объединение славянских и кыпчакских общин в этом междуречье было самостоятельным, вступавшим в золотоордынское время в договорные отношения с половецкой общиной и, скорее всего с этого времени славяне – червленоярские или елецкие стали называть и эту территорию и проживающие здесь общины – предков донских казаков - Червлёным Яром. В 1389 году митрополита Пимена, путешествовавшего в Константинополь по Дону, в устье Воронежа – Червлёном Яре, на границе своих земель встречал со своей дружиной князь Елецкий Юрий. После разорения в 1395 году Тамерланом Елец просуществовал недолго, до начала 15 века, но с конца 16 века он вновь возрождается, вновь заселяются его окрестности, в том числе и донскими казаками.
       Беломестные казаки – общины служилых казаков, обосновавшихся в Московии и в 16 в. получивших «обеленные», свободные от податей наделы земли. Больше всего беломестных казаков находилось в районе Ельца. В Ельце, известном с 12 века и заново отстроенном в конце 16 века был крупнейший на юге Руси гарнизон, в число которого входило 500 казаков, живших в 5 казачьих слободах – сотнях: Аргамачья, Ламская, Борисоглебская, Александровская, а также Беломестная, заселенная в 1592 году двумя полусотнями донских казаков во главе с атаманами Михаилом Шлыковым и Русином Клушиным, которым елецкий воевода Иван Мясной отвел место под дворы за Сосной слободой под Лутовым болотом. В челобитной А. Звенигородского от 19 ноября 1592 года они названы беломестными казаками. По указу атаманам разрешалось вокруг их слободы поставить острог (в челобитной те жаловались, что “з города тое слободу ис пушек затинных и из мелкого ружья очистити мошно”) и прибрать им еще до сотни 70 человек казаков ( по полусотне каждому атаману), “а как они приберут достальных казаков семдесят человек и он б тем казакам дал по чети ржи да по чети овса человеку.“
       Елецкие казаки несли гарнизонную, полковую, караульную и сторожевую службу на большой территории вдоль Дона от нынешнего Ефремова до Воронежа. В 1794 – 1901 г.г. часть из них переселилась на Кавказскую линию, основав там ряд станиц, а остальные на своих, исконных елецких землях основали села, в том числе и с «говорящими» названиями Казаки, Черкассы, Нижнее и Верхнее Казачье, Становая, Войсковая Казенка и перешли в разряд однодворцев. Однодворческая культура долгое время сохраняла собственные традиции в одежде, речи, фольклоре, и на протяжении 18-начала 20 веков почти не ассимилировалась с немногочисленным «пришлым» населением из числа крепостных крестьян. Эту особенность отмечал родившийся здесь и живший среди однодворцев великий русский писатель Иван Бунин, происходивший из мелкопоместного дворянства, к середине 19 века мало чем отличавшегося от однодворцев – потомков бывших служилых людей и казаков. Здесь, в окрестностях Ельца, в среде однодворцев записывали песни и былины такие известнейшие исследователи, жившие в Елецком уезде, как М.А. Стахович и П.И Якушкин, в том числе ими записана древнейшая песня «Про татарский полон».
       Исторические, экономические и родственные связи Ельца с донским казачеством никогда не прерывалась. И в ту пору, когда велась еще станичная служба, и позже, когда при перемещении границ Руси далеко на юг необходимость в этом отпала, Елец больше, чем другие города поставлял на Дон соль и порох, вино и казаны. Долгое время сохранялась у донских казаков традиция брать в жены елецких девок, что и отмечено одной из старинных донских песен:
       Не гуляй ты, казак,
       Со девками, со елецкими.

А. Новосельцев