Народные промыслы | Романовская игрушка  
Романовская игрушка
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус.
В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими.
ЦАРСКИЕ КОРНИ ИГРУШКИ
История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда.
И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.
В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки.
Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.
Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Наиболее ранние игрушки датируются концом Х1Х века.
ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Романовская игрушка многим отличается от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других.
Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь.
Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.
Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения.
Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.
Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.
В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.
– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему».
И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении.
Работал всегда молча. Даже когда показывал детям, как игрушки делать, – ни одного слова не проронит.
Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами.
Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.
ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ
В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа.
Участвуя в первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени. А потом всё завертелось, закрутилось – выставки, фестивали, мастер-классы.
Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.
Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии.
Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).
В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.
Сегодня за успехами Виктора Васильевича следуют и его ученики.
Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина – народные мастера России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях.
Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать.
– Самое большое достижение в моей работе, – говорит Виктор Васильевич, – это мои ученики. А наше общее большое достижение – это то, что с нами сотрудничает Русский музей Санкт-Петербурга. Мы регулярно поставляем туда игрушки. А недавно наши мастерицы ездили в музей по приглашению искусствоведов, им дали возможность ознакомиться и отснять на плёнку романовские игрушки, которые хранятся в Этнографическом музее.
Всего в музее – шестнадцать ранних образцов липецкой глиняной игрушки.
ДИНАСТИЯ МИТИНЫХ
Не многие имена старых мастеров романовской игрушки сохранило для нас время. И тем приятнее осознавать, что и сейчас живут и здравствуют люди, кто своими руками создавал для потомков эту удивительную глиняную историю романовского промысла.
Династию Митиных можно считать долгожителями игрушечного ремесла. Они смогли свои знания, секреты и навыки сохранить и пронести через три столетия, перекинув мостик из прошлого в настоящее, дав, таким образом, нам увидеть историю развития промысла, его расцвет и увядание с века 19-го до наших дней.
А «митинской» лепке и сейчас можно поучиться у Анатолия Васильевича и Виктора Васильевича. Внуки именитого деда, бывая в гостях в Центре развития творчества «Советский» города Липецка, с радостью делятся с ребятами из кружка «Глиняная игрушка» секретами древнего ремесла.
СНЕЖАННА ИЛЬИНА
Глину добываем с мужем - в определённом месте, в овраге. Выкапываем яму, вырезаем пластами глину и носим из оврага в мешках, в вёдрах. Вечера коротаем с дочерью за лепкой игрушек.
Ещё 6 лет назад у меня на участке появился горн - земляная печь для обжига. В нём обжигаю игрушки. Прежде, чем расположить горн, необходимо учитывать розу ветров в весенне-летний период. Именно со стороны ветра располагается спуск к топке, топка и поддувало. Это очень важный момент. Воздух попадает сначала в топку, затем в камеру, обеспечивая тягу в горне и возможность регулировать подачу воздуха, что исключает выход жара и огня через топку. Т.е., когда открываешь топку, ветер должен дуть в спину. Если ветер дует со стороны камеры, то обжиг лучше не проводить совсем или учитывать порывы ветра – моя ошибка в первый год (осталась без бровей, ресниц и с ожогами).
Для прогрева горна беру тонкие, сухие ветки сливы, яблони, вишни, малину. Постепенно, по несколько веточек, обеспечивая непрерывный, но слабый огонь. В процессе прогрева воздух из камеры должен быть приятно тёплым для руки – до 100 градусов.
После в ход идет сосна, ель. Температура достигает 300-400 градусов, её надо выдержать в течение часа. Это оказалось самым трудным, и я добавляю крупные ветки плодовых деревьев, берёзу. Затем опять подъём температуры до 600-700 градусов. Вновь использую сосновые доски, обрезки, ветки.
Выдерживаю около часа, и опять подъём температуры до готовности. Если обжиг просто игрушек, то до 900-1000 градусов.
После этого плотно накрывается крышка горна и засыпается землёй.
Томятся работы в течение 1-2 суток. Цвет черепка можно регулировать. Тут зависит от глины и используемых дров. Работа с горном – это интуиция, опыт и удача.
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА: В ПРОСТОТЕ ЗАМЫСЛА - ИСКРА БОЖЬЯ
Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.
А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было.
Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья.
Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет.
Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему.
Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».
Фотографии с сайта: http://www.artkeramica.ru/galleri.avtora/103
СОКРОВИЩЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ
Прошлый год для романовской игрушки стал судьбоносным. Романовская игрушка покорила своим изяществом и певческим голосом Москву. На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка сразу нашла своих почитателей.
На равных соперничала с произведениями народных промыслов из 62 регионов России. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса.
По итогам смотра-конкурса липецкие мастера получили не только диплом «За участие», но и персональную награду: Анастасия Короленко удостоена диплома «За сохранение традиций народного искусства».
В канун же наступающего 2011 года романовская игрушка как «Сокровище российской глубинки» приехала в столицу и открыла «Романовское Рождество». В государственном Доме народного творчества, который размещается в Поленовском особняке.
Вот уже десять лет романовские мастера вынашивают идею создания «Дома романовской игрушки» и культурно -туристической зоны «Романово Городище».
Романовский проект выигрывал Президентский грант в 2006 году. Теперь проектом «Романово Городище» заинтересовались в Министерстве культуры РФ.
Об этом можно было только мечтать: Троицкое становится «Романовым Городищем», и туда устремляется поток туристов. Приветливые хозяева будут катать гостей на бричках в конных упряжках. Со смотровой площадки для них откроются живописные картины природы, вид на величавую церковь.
Молодожёны будут специально приезжать в Троицкое, чтобы сыграть настоящую романовскую свадьбу, а потом на холме у «Романовского оленя-дерева» загадывать желание (олень-дерево, согласно сюжетам романовской игрушки, является небесным покровителем молодой семейной пары).
ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКА
В Липецкой области с 10 по 11 сентября в селе Троицкое прошёл уже 3-й фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка». Фестиваль собрал более 40 участников из 8 регионов.
Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного.
Ныне Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей.
Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская, суджанская, орловская, скопинская, хлудневская, филимоновская…
Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица-феникс и кони.
Помимо игрушек в разном исполнении, народные умельцы представили изделия из бисера, лозы, дерева и других материалов.
Фестиваль романушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры.
Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно.
У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.
Фотографии с сайта: http://www.artkeramica.ru/news/full/125
С ПЕСНЕЙ
ПО СТРАНЕ

Microsoft VBScript runtime error '800a01a8'

Object required: ''

/right.asp, line 61